00:00, 8 июня 2005 года

Берлинская стена… в прикумской глубинке

«Другие»

Местные жители уже успели окрестить это противостояние «берлинской стеной». Страсти накаляются день ото дня, вражда пускает все более глубокие корни. Все началось с того, что бывший руководитель ЗАО «Доброжеланный» Василий Мироненко стал скупать акции сельхозпредприятия по 30 рублей за каждую. Дал объявление в районной газете. Многие решили воспользоваться этим предложением, продав акции. Учитывая, что в хозяйстве порой задерживают зарплату, которая к тому не так уж и высока, деньги пришлись как нельзя кстати: одним они понадобились на лечение, другим на свадьбу или учебу детей. В итоге у Мироненко оказалась одна треть всех активов сельхозпредприятия.

Но вслед за этим последовала волна «репрессий» со стороны нынешнего руководства хозяйства. Неакционеров, как их с того времени стали называть в поселке (даже несмотря на то, что на руках еще осталась часть акций, а земельные паи по-прежнему в хозяйстве), отлучили от всего - работы, льгот, навесив, как замечает Татьяна Резник, ярлык чуть ли не врага народа. 35 лет она проработала в хозяйстве, 15 лет из них – трактористом, а в последнее время – контролером по оплате за воду.

- Как только свои акции продала, так и пошло давление со стороны руководства хозяйства. Вызвали и прямо с порога, мол, давай рассчитывайся. Как увольняться, мне скоро на пенсию, я им в ответ - не буду и точка, этому совхозу всю свою жизнь отдала, мои родители его поднимали. Чем дальше, тем хуже, не стали давать хлеб, корма. Я за счет коров только и жила, потому что на оклад в 300 рублей в месяц долго не протянешь. Подхожу к трактористам, говорю, почему не привозите солому, как другим, а они - запретил руководитель. Сопротивлялась, как могла. Но все бесполезно, уволили якобы за прогулы. Столько лет в хозяйстве проработала, все меня знают, а тут превратили меня неизвестно в кого! – с нескрываемой горечью и слезами на глазах восклицает женщина.

Сейчас Татьяна Резник подала заявление в районный суд по поводу незаконного, по ее мнению, увольнения из акционерного общества. Добивается своего и другая ее «сестра по несчастью» - Людмила Карбовниченко. Правда, ее не увольняли, но тем не менее перед тем же выбором поставили.

- Я работала на пекарне около 20 лет, - рассказывает она. - Не дали спокойно доработать до пенсии. Я добилась, что руководство согласилось оформить меня на пенсию. Но делает оно это до сих пор, с января сижу без зарплаты и пенсии.

Еще одна пострадавшая – Любовь Титова, работала сторожем в хозяйстве. Ей досталось за мужа, который также решил расстаться с частью своих акций. Лидии Дутт, штукатуру-маляру, срочно потребовались деньги на сложную операцию, которые она могла получить только от продажи ценных бумаг. По словам бывшего главного бухгалтера сельхозпред-приятия Таисии Сауриной, ни разу дивиденды по акциям не выплачивались.

- 30 лет я проработала. Ушла в отпуск, поехала к дочери на выпускной, - вспоминает она. – Когда вернулась, вскрыли мой кабинет, сделали доверенности на подпись нового главного бухгалтера. Я мешала, под контролем было зерно, деньги, мне в открытую сказали: уходи. У меня было 443 мои акции и 246 - отца. Я продала только свои. Мне оплату за воду стали расценивать не как своему работнику, а как постороннему, руководство потребовало 100% оплаты, хотя у меня отец был фронтовик. Написали в прокуратуру, только после этого генеральный директор Тарасов позволил снизить оплату.

Штирлицу и не снилось

«Неакционеров» постигла одна и та же участь: для них хлеб в местной пекарне теперь в шесть раз дороже, чем для «акционеров», более чем в два раза – оплата за воду. Отменен бесплатный проезд в школьном автобусе. Самое страшное, что именно дети стали заложниками этой скандальной ситуации. Если родители, не дай бог, не сдали на проездной билет 300 рублей в месяц для своего ребенка, его могут попросту выставить из автобуса.

Волей-неволей и дети уже пропитались духом враждебности. Рассказывают, совсем недавно был такой случай. Прямо в автобусе завязалась драка между двумя мальчишками. «Твои родители предатели, продали акции, значит, выходи из автобуса», - потребовал один из них. Второй такую обиду, конечно, стерпеть не мог. И играет уже местная детвора не в белых и красных или наших и немцев, как вся обыкновенная ребятня, а в «акционеров» и «неакционеров».

Впрочем, у взрослых жителей поселка Доброжеланного тоже появилась своего рода игра - в Штирлица, как в шутку здесь говорят. Не дай бог, кто-то увидит, как «акционер» Клавдия Петровна зашла в гости к «неакционеру» Марии Ивановне, тут же пойдут пересуды. Вот и приходится теперь подругам уходить в подполье, на людях лишний раз не встречаться, а то и не здороваться, чтобы не нажить неприятностей.

Ситуация в поселке подогревается с каждым днем. Со своей стороны, другая «оппозиция», поддерживающая отстраненного от должности генерального директора Александра Тарасова, уверяет, что войны ни с кем не хочет. В то же время председатель совета ветеранов труда ЗАО «Доброжеланный» Валентина Гаранжа не одобряет действия своих односельчан, продавших акции.

- Я считаю, что они сделали очень плохо, - уверена она. - Они увидели деньги, не подумав о своих детях, которым продолжать наше общее дело. Зло они делают для себя. Если у меня больше акций, так почему я должна делиться с ними?

С ней солидарны Валентина Севоконева, Елизавета Позюгунова, Любовь Захарченко и иные пенсионеры, которые одобряют политику руководства хозяйства в отношении «других». По этому поводу приверженка второго «лагеря» Лидия Дутт вспоминает, как раньше при предыдущем директоре Василии Мироненко у доброй половины работников хозяйства не было акций на руках, но они так же, как и все остальные, пользовались льготами сельхозпредприятия.

- Почему-то мы со всеми делились, получали все одинаково, - замечает она. - Так почему же сейчас все по-другому? За эти злополучные акции, часть из которых вынуждены были продать не от хорошей жизни, мы стали чуть ли не преступниками…

Свести концы с концами

Задаются жители поселка еще одним вопросом: почему вокруг покупки акций экс-руководителем хозяйства Мироненко возник такой ажиотаж и пошли «репрессии», в то время когда подобная сделка с участием нынешнего генерального директора А. Тарасова проходит как бы втихую. При этом первый расплачивается сразу же, в день покупки, так сказать из своего кармана, второй - составляет предварительный договор купли-продажи ценных бумаг, обещая деньги за них только после уборки урожая в хозяйстве, так как пока нет возможности этого сделать. Согласно договору цена одной акции определена в 15 рублей. Выходит, что 30 процентов урожая (пропорционально пакету полученных акций) будет принадлежать В. Мироненко как крупному акционеру. 70 процентов – остальным. По его мнению, желание Тарасова купить акции у жителей поселка подобным образом - в конечном итоге за их же собственные деньги - выглядит весьма странно.

Жители поселка решили найти ответ еще на один вопрос – куда подевались 60 тысяч акций «Доброжеланного». Дело в том, что в период с 1993 по 1998 год ряд акционеров вышли из общества, получив свои вклады в виде имущества и передав именно такое количество акций на баланс ЗАО. Первоначально же было выпущено более 211 тысяч ценных бумаг, которыми владел 471 человек. Акционеры - супруги Резник, Н. Солдатенко, П. Карбовниченко и другие - обратились с заявлением по этому поводу в прокуратуру Ставропольского края, чтобы не допустить, на их взгляд, нарушений в распределении акций. Главное следственное управление при ГУВД СК, куда уголовное дело было направлено для производства предварительного следствия, установило, что «Тарасов А. Н., злоупотребляя своими полномочиями, с целью извлечения выгод для Зорина А.В. и Рудневой В.М. (работников администрации хозяйства. - Т.С.), представил в региональное отделение ФКЦБ РФ в ЮФО документы ЗАО «Доброжеланный» для регистрации первоначального выпуска акций, в том числе отчет об итогах выпуска ценных бумаг, согласно которому 19,9% акций общества якобы принадлежат Зорину, а 6,7% - Рудневой, тем самым причинив существенный вред правам и законным интересам остальных акционеров». По данному факту в отношении А. Тарасова возбуждено уголовное дело согласно ст. 201 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Параллельно возбуждено еще одно уголовное дело - по ст. 160 УК РФ (хищение). Предварительным следствием установлено, что «Тарасов, являясь директором ЗАО «Доброжеланный», вопреки его законным интересам, в период 2003 -2004 годов заключал договоры с ООО «Латис» на продажу зерна пшеницы по заниженной цене, в результате чего акционерам «Доброжеланного» причинен ущерб в размере 2466544 рублей, а также допустил растрату вверенного ему имущества в виде 76375 кг зерна пшеницы на общую сумму 102648 рублей, при этом указав в бухгалтерских документах недостоверные сведения якобы о реализации этого зерна в ЗАО «Лад». Таковы и итоги аудиторской проверки, инициированной следственными органами края на основании заявления, поступившего от группы акционеров сельхозпредприятия.

Сразу же после возбуждения уголовных дел А. Тарасов был задержан. В этот день часть работников хозяйства в знак протеста «милицейскому произволу», как они сами объясняют, перекрыли федеральную трассу в сторону Буденновска. Из-под стражи Тарасова освободили, тем не менее в настоящее время, пока идет следствие, на основании решения суда он отстранен от занимаемой должности, которую пока исполняет председатель совета директоров ЗАО «Доброжеланный» С. Пожар. Народная молва гласит, что А. Тарасов продолжает ведать делами хозяйства, его видели то там, то здесь. В сельхозпред-приятии эту информацию напрочь опровергают, как, впрочем, и некоторую другую. В день приезда встретиться с ним не удалось, как и с исполняющим его обязанности Сергеем Пожаром, который, как объяснили, уехал «по делам». На все интересующие вопросы ответил юрисконсульт «Доброжеланного» Александр Алексеев. Первым делом разговор зашел о жесткой политике руководства хозяйства по отношению к пайщикам, продавшим свои акции. Он согласился, что каждый акционер вправе распорядиться своим имуществом. Но как, оказывается, такая свобода дорого обходится жителям поселка.

- Продажа акций Мироненко вызвала волну недовольства в поселке, - говорит он. - У нас получается так: если ты акционер, ты пользуешься льготами. Если принял решение продать ценные бумаги, естественно, теряешь все это. Я считаю, что подобное решение принято с точки зрения прежде всего справедливости.

По поводу увольнения с работы некоторых специалистов и рабочих А. Алексеев добавил, что все сделано в рамках закона.

Чья возьмет

Отстраненный от занимаемой должности А. Тарасов не стал мириться с положением дел. Он обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с жалобой о признании незаконными постановлений прокуратуры СК о возбуждении в отношении него двух уголовных дел. Суд в обоих случаях ему отказал. Никогда еще в истории ЗАО «Доброжеланный» не было такого количества тяжб и разбирательств. Отправной точкой послужила скупка акций В. Мироненко, вызвавшая, как уже говорилось, такой небывалый резонанс. Буквально сразу же А. Тарасов подал заявление в прокуратуру Буденновского района на неправомерные, по его мнению, действия своего предшественника, а также бывшего главного бухгалтера Т. Сауриной, связанные с хищением товарно-материальных ценностей. Было возбуждено уголовное дело. Но вскоре краевая прокуратура отменяет постановление своих районных коллег, направляя материалы для дополнительной проверки.

- Странно все. Как только я купил первые акции, работники прокуратуры стали ездить по дворам и интересоваться у людей - почему вы продаете Мироненко акции. Знаете, я был весьма удивлен этому, - говорит В. Мироненко. - Я разве должен у кого-то разрешения спрашивать? У нас как-никак свободный рынок и право выбора. Некоторые говорят: он перепродаст акции. Нет. Я покупал и буду покупать акции для того, чтобы прийти в хозяйство, сделать все возможное, чтобы оно жило и работало.

Т. Саурина, которая тоже волей-неволей оказалась втянутой в эту историю, отмечает, что в бытность Мироненко руководителем была создана кредитная история хозяйства, которое стало получать ссуды, у людей повысилась заработная плата. В те годы с каждого гектара брали по 43 центнера зерна. Хозяйство по итогам уборки было одним из лидеров в районе.

Не за горами предстоящая уборка хлебов. Местные жители переживают: не отразится ли весь этот судебный сыр-бор на делах хозяйства, спокойно ли пройдет страда. А еще надеются, что после ее завершения, как и в прежние годы, погуляют всем поселком, не будет вражды, упреков и испепеляющих взглядов, что рухнет наконец-таки «берлинская стена», возведенная в угоду кому-то…