00:00, 6 мая 2005 года

Хореографический этюд

Путь к нему был ой как непрост, и у 12-14-летних девчонок и мальчишек за плечами – годы упорного труда. С тех пор как в первом классе родители привели своих малышей за ручку в хореографическую школу, они детей видеть практически перестали. Поначалу чада ещё мало отличались от беззаботных сверстников, любителей поспать-погулять. Но уже на второй год занятий хореографией, признается мама одной из учениц Иляна Верес, её дочь начала меняться буквально на глазах и внешне, и внутренне, становилась все более ответственной и серьезной, по-другому воспринимала окружающий мир.

Попасть в школу стоит труда: желающих всегда больше, чем вакансий, некоторые побывали «кандидатами» — над ними как дамоклов меч висела угроза «вылета», и этим ученикам приходилось заниматься с двойным усердием, чтобы остаться и войти-таки в число учеников. Дважды в год всех ожидали экзамены по двум основным предметам – классическому и народно-сценическому танцам. За двойки по ним тоже грозило отчисление, поэтому репетиции удлинялись до позднего вечера. Родители, со своей стороны, пять лет (а с подготовительными классами – все семь) строго следили, чтобы увлечение танцами не сказалось на учебе в общеобразовательной школе: не успеваешь там, с балетом придется распрощаться. Да ещё прибавьте недетские физические нагрузки, почти полное отсутствие свободного времени, даже по воскресеньям – становится просто не по себе. Как же они, такие хрупкие на вид создания, всё это выдержали, даже не пикнув?

Пока девчонки готовятся к съемке, я пристаю к ним с расспросами. Арсения Аносова вздыхает и честно признается, что мысль всё это бросить когда-то её посещала. Наташа Воробьева удивленно смотрит на меня: да нет же, ей всё-всё нравится, особенно когда все элементы выучены, танец складывается в законченное произведение. Мамы, занятые завязыванием ленточек и разглаживанием складочек, подхватывают: дочек оттуда (из школы) не вытащить, они рвутся на занятия и скучают без них!

От родителей тоже требуется некоторая самоотверженность: на них – плата за обучение, на них же в основном ложатся затраты по пошиву костюмов (весьма немалые). Они провожают детей из дома в школу на урок и обратно. В общем, если ребенок «увяз» в балете, меняется жизнь всей семьи.

Очень благодарны мамы преподавателям за тепло и заботу, которые получают их дети в школе, за умение раскрыть способности, корректно сделать замечание, не запугивая, а стимулируя проснувшийся талант к дальнейшему развитию. Поговорив с Ольгой Селюковой, я заметила, с какой нежностью она говорит о своих учениках. Ольга Брониславовна рассказывает, что они уже сформировавшиеся личности, с твердым характером и железной волей. Оказывается, в занятиях хореографией это самое главное. Упорство и трудолюбие могут «вытянуть» даже средние способности, а их отсутствие – погубить редкую одаренность. Воспитанием этих качеств школа и занимается.

Последний год – он трудный самый. Напряженнее и важнее его нет. Бесконечные репетиции направлены на то, чтобы школа держала марку: за 15 лет существования в Ставрополе она успела даже за рубежом прославиться высоким уровнем подготовки. Гости из Германии, Болгарии и Канады отмечали профессионализм маленьких танцовщиков. Они умеют трудиться и понимают, что занимаются большим и серьезным делом. Выпускники школы сейчас работают в танцевальных коллективах Краснодара и Москвы. Вот только родители переживают, что никак не выполнят власти данное несколько лет назад обещание – построить настоящую хореографическую школу с залами, где работала бы нормальная вентиляция и хватало места для работы преподавателей и учеников. Нужны классы, где можно было бы заниматься теорией искусства, ведь юным дарованиям необходимы знания по истории балета и музыкальной грамоте.

У школы, как у большой дружной семьи, есть свои традиции. Приходит декабрь, и муза танца Терпсихора посвящает первоклашек в юные хореографы. В мае во Дворце культуры и спорта проходит большой отчетный концерт. Главный праздник – выпускной вечер, в котором принимают участие все учащиеся школы. Они готовят номера-поздравления выпускникам, дарят подарки, поют песни. В ответном слове выпускники благодарят педагогов. Но этот вечер не означает для ребят разлучение с танцем. Лучшие остаются в ансамбле «Радуга», выступают на праздниках и ездят на гастроли. Кто-то решает связать с танцем всю свою жизнь. Но даже если в душе потом что-то другое займет главное место, в плавных движениях, в легкой походке, во внимательном, сосредоточенном взгляде и крепком характере всё равно останется хореографическая закалка.

Дарья ИВАХНЕНКО