00:00, 29 апреля 2005 года

Эту грушу можно кушать!

На Андроповском сортоучастке земляную грушу испытывают уже третий год. Почему решили заняться именно этой малоизвестной культурой? Дело в том, что о малоизвестности можно говорить достаточно условно. Еще в знаменитой книге Елены Молоховец упоминаются шесть рецептов блюд из топинамбура. За границей его давно считают важным стратегическим растением, ведь в земляной груше до 20 процентов сахаров, пектин, множество других полезных веществ. Клубни и зеленая масса топинамбура - прекрасный корм для скота, птицы, из наземной части растения можно также делать силос.

Вообще сфера применения иерусалимского артишока очень широка. Инулин, из него изготовляемый, необходим шести миллионам россиян, болеющим сахарным диабетом. Атеросклероз, ожирение, другие серьезные недуги - и тут поможет земляная груша. Она к тому же и сырье для получения кристаллической фруктозы, широко применяемой в кондитерской промышленности и медицине. Даже заменитель грудного молока можно делать из топинамбура.

Интересный факт: в фашистской Германии перед войной стали делать спирт из топинамбура. Из 100 килограммов сырья получали десять литров готовой продукции, причем не нужно было применять солод. А во Франции сегодня значительную часть бензина заменяют ацетоно-бутаноловой смесью, получаемой из топинамбура. Гектар земляной груши дает 3-5 тонн топлива. Уже в 1990 году площадь плантаций под топинамбуром во Франции сравнялась с той, что отдана под сахарную свеклу (что неудивительно, ведь сахаристость первого много выше, чем свеклы). Всего же в мире под топинамбуром занято более 2,5 миллиона гектаров. А в России нет даже статистической отчетности о его посевах.

- Как всегда, в теории мы впереди планеты всей, - считает директор Андроповского госсортоучастка Анатолий Петриченко. - Например, труды российского ученого Н. Пасько, исследующего топинамбур, признаны во всем мире. А вот на практике... Все благие начинания пожирает один давний недуг - безденежье.

Анатолий Иванович знает, о чем говорит. Если в первый год испытаний - 2003-й - сортоучасток еще получал какую-то господдержку, то потом пришлось выкручиваться самим. Не было денег на приобретение гербицидов, удобрений, специальной техники. Что в результате? Если в 2003 году урожайность некоторых сортов топинамбура доходила до 400 центнеров с гектара (и это в условиях солончаковых почв района), то в следующем упала более чем в два раза.

Тут надо заметить, что земляная груша сама по себе культура неприхотливая, устойчивая к резким перепадам температур, предельным значениям метеофакторов (некоторые ученые утверждают даже, что земляная груша растет потихоньку под землей и зимой). Но на уход отзывается чутко и способна давать урожаи почти фантастические: до 1200 центнеров зеленой массы с га и до 750 центнеров - клубней. Районировать топинамбур, выявить лучшие сорта, чтобы широко использовать их затем в нашем регионе, и должен был эксперимент Андроповского госсортоучастка. Но, судя по всему, планам этим сбыться не суждено. Районные власти выходили на самые высокие инстанции и регионального, и федерального уровней (например, в представительство президента в ЮФО, в госкомиссию РФ по испытанию и охране селекционных достижений), но воз и ныне там.

Одно время в Андроповском районе даже вынашивали идею промышленного производства топинамбура и строительства завода по его переработке. Сейчас идея эта потихоньку уходит в небытие. Если государство не финансирует даже 10 гектаров посевов, что говорить о предполагавшемся производстве 35 тысяч тонн клубней земляной груши в год...