00:00, 13 апреля 2005 года

Бульдозер

Сегодня Бульдозер – это грандиозный волкодав, на которого с завистью поглядывают знатоки. Вес – 85 килограммов, на задние лапы встанет – значительно выше хозяина. Бывший глава Аджарии Аслан Абашидзе, который с помощью мэра Москвы Юрия Лужкова сейчас восстанавливает свой знаменитый питомник кавказских и среднеазиатских овчарок, недавно присылал в поселок Змейка Минераловодского района переговорщика: предлагал Худякову 10 тысяч евро за Бульдозера. Александр отказал.

Впрочем, могучий пес о собственной нешуточной ценности, похоже, не догадывается и ведет себя как шаловливый подросток: взрослеют-то среднеазиатские овчарки только к трем годам. Лошадиное копыто поместилось в пасти волкодава так же свободно, как у меня, например, помещается ириска. Забрал хозяин эту игрушку – пес вместе со своей родной сестрой, которую Александр тоже выпустил из вольера, давай наперегонки прыгать за хвостиком нутрии.

…С собаками Худяков с детства, но о карьере профессионального заводчика и не помышлял. Серьезно занимался борьбой, окончил Грозненский нефтяной институт, сменил несколько специальностей. Семь лет назад из Астрахани переехали на родину жены в Минераловодский район, купили просторный дом. К тому времени у Александра уже был неплохой «азиат» - случайно, но очень удачно приобрел щенка на рынке в Астрахани. Вот и пришла в голову шальная мысль: плюнуть на все и заняться тем, к чему всю жизнь тянуло. Сегодня его частный питомник известен каждому серьезному любителю среднеазиатских овчарок - от Калининграда до Владивостока. Известно и кредо хозяина: «Волкодав – это не обличье, а состояние души собаки».

Худяков – ярый сторонник боев волкодавов. Но боев цивилизованных, на ринге, в присутствии врача и грамотных судей. Ничего общего с кровавыми схватками стаффордширов, питбулей и им подобных специально выведенных собак – убийц, а также с дикой травлей псов во дворах и ямах бои волкодавов не имеют.

- Здесь нет даже намека на жестокость. Я уже много лет езжу на все бои – не было ни одного случая, чтобы погибла собака, - уверяет Александр и в подтверждение своих слов показывает видеозапись боев. Словно борцы сумо, два могучих кобеля сшибаются в центре ринга, хватают друг друга за за-гривок – и кто кого пригнет к земле. Малейший признак слабости: пес взвизгнул, ощетинился, клацнул зубами – и бой останавливают, собак разнимают и уводят с ринга.

Собственно, официально это действо называется не боями, а тестовыми испытаниями. В Казахстане бои волкодавов признаны национальным видом спорта и получают господдержку.

В России их пока официально не разрешают, но и не преследуют. Так что любители прекрасно знают, где и когда будут проходить схватки. Одни из главных тестовых испытаний – чемпионат Кавказа – проводятся тут же, в окрестностях поселка Змейка, где расположен питомник Худякова. Многие известные собаководы, включая заместителя губернатора Краснодарского края, оспаривали право проведения этих боев у себя. Предпочтение отдали Александру как одному из авторитетнейших специалистов.

А. Худяков убежден, что без тестовых испытаний «кавказцы» и «азиаты» выродятся за несколько поколений, превратятся в громадных красивых «плюшевых медвежат». В пример приводит чау-чау. Из внушительных сильных собак, которые в Китае высоко в горах охраняют монастыри, сделали домашнюю игрушку с больным сердцем и ущербной психикой. Поэтому какой бы выдающейся по экстерьеру ни была собака, если она по характеру не «азиат», Худяков от нее немедленно избавляется. А проверить характер волкодава в современных условиях можно только в боях.

- Мне не будет стыдно, если мою собаку возьмут на кошару охранять отару от волков, - говорит Худяков. – Я выращиваю полностью функциональных собак.

Ради этого Александр за свой счет возит собак на тестовые испытания не только по России. Даже в казахстанский Актюбинск, за три тысячи километров, летал, где его знаменитый Амур одержал одну из своих 40 побед. Коммерческого интереса здесь нет: призы возмещают лишь малую толику расходов. Все делается из любви к породе, спортивного азарта и естественного стремления заработать авторитет в среде единомышленников. Недавно, например, Худякову сообщили, что кобель из его питомника стал чемпионом Тюмени. Приятно.

Бульдозера Александр ценит не только за редкую мощь и великолепную стать. Дед собаки – Мурат – один из величайших бойцов в породе, чемпион Украины. В девятилетнем возрасте – для «азиатов» это уже старость – его выставили против чемпиона Дагестана. И Мурат победил. Вот и у Бульдозера есть задатки. Он неплохо показал себя в схватках со сверстниками. В три года Худяков собирается выставить Бульдозера на чемпионат России.

- Когда твоя собака побеждает – это такое счастье! - признается Александр. И мне становится ясно, почему он отказал Абашидзе.