00:00, 12 апреля 2005 года

А пока… отключите Интернет!

Монополизм плох во всех своих проявлениях. Диктат в той или иной сфере неизбежно становится тормозом на пути развития экономики. Например, в послевоенной Южной Корее сделали ставку на развитие вертикально-интегрированных компаний, таких, как «Самсунг». Ставка на крупный капитал на первых порах оправдала себя, так называемые «чебойли» способствовали поднятию экономики. Однако наступил момент, когда они превратились в тормоз и потребовались меры по защите многомерности рынка.

В России мы также наблюдаем множество примеров монополистического эгоизма и связанного с ним чиновничьего лоббирования, отмечали участники совещания. Взять хотя бы реализацию закона о страховании автогражданской ответственности. Несмотря на требование закона об обязательной конкурсной основе при выборе компаний, работающих с ОСАГО, федеральная служба страхового надзора упрямо рекомендовала структурам МВД в регионах за-ключать договоры исключительно с Росгосстрахом. Пришлось немало повоевать, чтобы расставить все по своим местам. Примерно то же происходило и с обеспечением лекарственными средствами в соответствии с законом о монетизации льгот. Местные органы здравоохранения и территориальные фонды обязательного медицинского страхования лоббировали интересы определенных фармкомпаний. И даже их федеральное начальство присылало не менее конкретные рекомендации, в которых фигурировали, как правило, две компании – «Макс-М» и РОСНО. Пока наконец не было принято решение исключить посредников и финансировать выдачу лекарств льготникам непосредственно через фармацевтические компании, в связи с чем федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития занялась разработкой конкурсной документации. Сегодня, когда время явно упущено, звучат революционные предложения такого рода: нет конкурса – нет денег. Но если не найти компромисса, то дальше только коллапс.

Закон о рекламной деятельности, который недавно внесен на рассмотрение Госдумы РФ, вызывает пока много вопросов. Но еще большая проблема состоит в том, как работать с ныне действующим законом, который сильно отстал от жизни. Например, в нем вообще отсутствуют понятия о некоторых новых видах рекламы. Прозвучал вопрос из зала, что делать, если по Интернету круглые сутки рекламируется пиво. И ответ: просто выключите Интернет - законодательного запрета на такую рекламу пока нет. К сожалению, по объективным причинам не прозвучало на совещании выступление главного редактора «СП» В.Балдицына, который в связи с обсуждаемой темой хотел поднять вопрос о «дутых» тиражах. Ведь из краевых изданий лицензирована Национальной тиражной службой только одна газета – «Ставропольская правда». То есть реальные тиражи других ничем не подтверждены, а это позволяет ввести в заблуждение рекламодателя. Новый закон, по его мнению, должен защитить интересы рекламодателя.

Как пояснил в интервью нашему корреспонденту заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, готовится новый закон «О защите конкуренции», который объединит два ныне действующих: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». По его мнению, закон нужен «более жесткий по отношению к нарушителям антимонопольного законодательства, понятный и прозрачный». Например, штраф должен исчисляться от оборота компании, а не быть фиксированным, как сегодня, - от 100 до 500 тысяч рублей. Для мелкой фирмы такое наказание может стать разорительным. А олигарх заплатит и не поморщится. Ему проще нарушать законодательство и дальше, поскольку его доход многократно больше уплаченной суммы.