00:00, 9 апреля 2005 года

Как председателя колхоза в мафию «записали»

Cельхозпредприятие Н. Прилепко возглавил в марте 1997 года. Всякое бывало, после дефолта хозяйство долго лихорадило, но в том, что оно сохранено и люди имеют работу, в первую очередь заслуга председателя. Ведь немало таких хозяйств, которые стали банкротами и, по сути, исчезли с карты Ставрополья. Нам же удалось по согласованию с налоговой инспекцией провести реструктуризацию долгов (до 2010 года), имеется справка, датированная мартом этого года, «об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам». Многие сельхозпредприятия лишь мечтают об этом. Погашены старые коммерческие долги. По итогам прошлого года СПК-колхоз «Степной» получил прибыль в сумме 11 млн. 200 тысяч рублей. Значительная часть денег была направлена на закупку тракторов, автомашин, а также двигателей и прицепной техники.

Правда, новый глава администрации Степновского муниципального района И. Мещерин утверждает, что у нас «низкие показатели» и «невысокая зар-плата». Да, мы не на первом месте в районе, но и к числу «пропащих» нас отнести никак нельзя. Это несправедливо.

Семнадцатого марта этого года у нас в колхозе состоялось отчетно-выборное собрание. На него приехали И. Мещерин, начальник управления сельского хозяйства администрации района В. Панченко и его заместитель М. Рукавицын. Последний прибыл не просто так: он выдвинул свою кандидатуру на должность председателя колхоза. И если бы действо происходило в старые советские времена, то после «критических замечаний» руководителя района И. Мещерина коллектив дружно проголосовал бы за привезенного «на смотрины» человека. Но вышло так: коллектив практически единогласно вновь избрал Н. Прилепко. Значит, доверяет и не считает, что все так плохо в хозяйстве.

После этого события стали развиваться по сценарию, обкатанному уже не на одном предприятии. 28 марта Н. Прилепко был доставлен в Степновский РОВД, где его «задержали» и заперли в изоляторе. На следующий день следователь И. Боженко предъявил нашему председателю постановление о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу. Его обвиняют в совершении преступления, предусмотренного п. «б», ч. 3, ст. 174.1 УК РФ. По кодексу это «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного лицом в результате совершения им преступления».

Как оказалось, уголовное дело в отношении Н. Прилепко было возбуждено еще в октябре 2004 года. Председатель говорит нам, что впервые узнал об этом после задержания.

Следователь И. Боженко после предъявления обвинения избрал для Н. Прилепко меру пресечения – подписку о невыезде, т.е. у него «нет оснований полагать, что обвиняемый может скрыться от следствия и суда». Наш председатель освобожден, но почему же этого уважаемого человека так унизили, днем раньше посадив за решетку?!

А теперь о сути уголовного дела, о том, откуда тянутся его «корни». К сожалению, наш председатель колхоза судим. К сожалению, потому что многие считают его безвинно пострадавшим. Во всяком случае, вина его, нам кажется, была не столь велика, чтобы предстать перед Степновским райсудом. В январе 2002 года он был признан виновным по ч. 1 ст. 312 УК РФ («незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации») и получил наказание – 6 месяцев условно. За что же конкретно?

В июле 2001 года судебный пристав наложил арест на 600 тонн колхозного зерна – в счет недоимки по налогам. «Арестован» в том числе был и семенной фонд, что является нарушением требований закона «О сельскохозяйственной кооперации». В течение месяца пристав должен был передать зерно на реализацию, но появился в колхозе лишь спустя 2,5 месяца. За этот срок зерно просто бы «сгорело», если бы колхозники оставили его лежать без движения. В конечном счете оно было реализовано, в т.ч. 450 тонн получили колхозники по льготной цене. Самое интересное, что оставшегося зерна хватало, чтобы несколько раз расплатиться по недоимке. Но бюрократия – великая вещь: требовалось именно то зерно, которое было арестовано. В результате председателя судили.

Новое уголовное дело, возбужденное в отношении Н. Прилепко в октябре 2004 г., полностью основано на старом, образца 2001 года, - та же фактура, те же аргументы. Только вот статья другая: «легализация (отмывание) денежных средств…» Сейчас в подобном обвиняются крупные мафиози, которые «отмывают» деньги в оффшорных зонах и заграничных банках. А куда делись деньги за зерно? Следователь сам пишет в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, что Н. Прилепко «незаконно полученной денежной суммой 1,4 млн. рублей, поступившей в кассу колхоза «Степной», распорядился на нужды СПК-колхоза «Степной»…

Адвокат нашего председателя не сомневается, что дело «лопнет». Ведь нельзя наказать человека дважды за одно и то же. Мы же со своей стороны считаем, что старое белье перетряхивается в связи с грядущими выборами: 24 апреля в Степном выбирают главу и депутатов сельсовета. Шестого марта Н. Прилепко был зарегистрирован кандидатом в депутаты, 28 марта – задержан. Может быть, это и совпадение. Но бросать кандидата за решетку – это, мы уверены, перебор.

Наталия Саверская, Геннадий Шаула, Надежда Гончарова и другие