00:00, 8 апреля 2005 года

Тротиловый эквивалент

Принцип двойных стандартов

Гости уже прочли и тот материал, и опубликованную в одной из ставропольских газет заметку под названием «В США арестовали контрабандистов российского оружия». Суть в том, что американские власти обвинили в причастности к контрабанде в США оружия российского производства 18 человек.

- Ну и что, – удивилась я. – Вы-то здесь при чем?

Грузины оказались в торговле оружием «не при делах». Но рассказали, что таковая процветает в Грузии. Больше всего их возмущало то, что американцы, сурово наказывающие пособников террористов (сейчас в США идет суд над 68-летним британцем индийского происхождения, обвиняемым в попытке продать исламским террористам ПЗРК «Игла»), в Грузии, по сути, террористам помогают, официально передавая оружие, которое потом уходит к бандитам в Чечню.

В крутом сюжете стоило разобраться. Так что давайте обо всем по порядку. Тем более что за эти годы и у меня собралось приличное досье, много публикаций есть в Интернете. Все это плюс консультации в компетентных ведомствах и легло в основу материала.

«Лишнее» оружие

Вся троица грузинских гостей еще совсем недавно работала на 62-й российской военной базе (РВБ) в Ахалкалаки. Этот город расположен в Джавахетии - районе, претендующем на автономию. Пример Аджарии, ее уже имеющей, где в Батуми дислоцирована 12-я РВБ, весьма заразителен. Замах на автономию Джавахетии основан, как уже стало привычно, на национальном вопросе. В районе компактно живут армяне, на протяжении веков находящие общий язык с местными грузинами, но не воспринимающие политику государства в целом. Хотя до вооруженного противостояния с Тбилиси дело там никогда не доходило, лидеры Джавахетии постоянно обвиняют центр в нарушении прав меньшинства и требуют превращения Грузии в федерацию.

Этот политический расклад, как объяснили мне, имеет самое непосредственное отношение к судьбе очень многих жителей района. Мало того, что российская база – гарант безопасности для местного населения, она еще и единственный работодатель. Сейчас, в связи с требованиями руководства Грузии о выводе российских баз, их вольнонаемный персонал, набранный из здешних жителей, значительно сократился. Оказались без работы и наши парни. Вот они и приехали в Ставрополь – поискать нового места под солнцем. Говорят, что в Россию намерены уехать многие. Потерять работу – а платили на российских базах от 100 до 300 долларов в месяц – значит обречь семью на голодную смерть. Других заработков в Грузии просто нет: стоят и промышленность, и сельское хозяйство. Немногие рабочие места в винодельческом и туристическом комплексах заняты.

Но более чем своими собственными проблемами приезжие грузины были озабочены судьбой России.

- Они же (речь шла о руководстве Грузии) вас просто надувают, - горячился Серго. - Знаешь, куда уходит оружие, которое для Грузии закупили? В Чечню.

Поверить в такую версию достаточно трудно. Хотя кое-какие намеки по этому поводу в СМИ «проскакивают» с достаточной регулярностью. Грузинские парни, ссылаясь на свои источники, утверждают, что летом прошлого года министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили через одну из компаний, расположенных в оффшорной зоне Кипра, закупил в Европе легкое стрелковое оружие, крупнокалиберные пулеметы и минометы советского производства, которые с застойных времен хранились в странах Варшавского блока – Болгарии, Югославии, Венгрии… Куплено всего стреляющего было на огромную сумму – 20 миллионов долларов. Для Грузии - страны, не имеющей собственного стабильного бюджета и формирующей его за счет спонсорской помощи стран Европы и США, количество денег, потраченных на оружие, можно назвать немыслимым. Для сравнения: бюджет всех спецслужб Грузии оценивается всего в полмиллиона долларов (миллион лари).

Зачем тогда столько? В Чечню переправляют, утверждают приехавшие на Ставрополье грузины. И уже не первый год. Еще в конце 2003-го МГБ Грузии снарядило и отправило в сторону российско-грузинской границы два КамАЗа с боеприпасами – это ни много – ни мало 16 тонн. В районе пешеходных троп их разгрузили и переправили на территорию Чечни. Такая же судьба постигла и стрелковое оружие, закупленное годом позже. Глупо спрашивать, откуда такие данные. Ребята отшучивались – что той Грузии, все все знают. Короче говоря, не самый большой это секрет в стране, которая крепко-накрепко повязана родственными и кунацкими отношениями.

Russian, go home!

В этой связи, наверное, нелишне будет вспомнить всю историю российского военного присутствия в Грузии. Здесь, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, оно является, разумеется, наследием советского прошлого. Мировое сообщество всегда давило на Россию, требуя вывести остатки ее войск за границу. В ноябре 1999 года, на исходе своего президентства, Борис Ельцин подписал так называемое Стамбульское соглашение (конференция ОБСЕ по вопросу Кавказа проходила в Стамбуле). Этот документ обязывал Россию расформировать свои военные базы в Вазиани и Гудауте и резко сократить количество вооружений и техники в Грузии. Эти обязательства были выполнены Россией досрочно, и к 1 июля 2001 года ни в Вазиани, ни в Гудауте российских солдат не осталось.

Что касается Батуми и Ахалкалаки, то вывод войск из этих населенных пунктов должен был стать предметом отдельных переговоров между Москвой и Тбилиси. По официальной версии, камнем преткновения в переговорах стали сроки. Грузинские власти утверждали, что для расформирования российских баз достаточно трех лет, а Россия настаивала на одиннадцатилетнем сроке.

Министр обороны Сергей Иванов не собирается повторять ошибки своих предшественников. Он заявил, что для выводимых баз и военнослужащих необходимо построить военные городки, соорудить казармы для солдат и парки для боевой техники, создать соответствующую инфраструктуру и только потом выводить войска. Во-первых, для этого требуется как минимум 500 миллионов долларов. Во-вторых, Минфин РФ будет рассматривать вопрос о выделении на это средств только после того, как Россия и Грузия подпишут соответствующий межгосударственный договор.

Более года назад было объявлено, что переговоры на этот счет уже ведутся. Неожиданно, но могут найтись и необходимые средства. Заместитель помощника госсекретаря США Линн Парко заявила, что США готовы оказать России финансовое содействие для вывода войск из Аджарии и Джавахетии. Откуда такая щедрость? Дело в том, что Россия претендует на роль главного игрока в Закавказье и прикаспийском регионе, некогда входившем в состав СССР. Но с определенных пор на эту же роль претендуют и США. Это связано как с обеспечением «жизненно важных интересов» Соединенных Штатов по борьбе с мировым терроризмом, так и с нефтяными ресурсами Каспия и транспортным коридором между Востоком и Западом (например, нефтепроводом «Баку-Тбилиси-Джейхан»). Что касается Грузии, то там уже два года для военных и силовиков действует программа «Обучение и оснащение». Она была утверждена администрацией Буша в мае 2002 года, располагала бюджетом в 64 миллиона долларов и должна была завершиться в апреле 2004 года. После этого американские военные, располагающиеся на бывшей советской военной базе Крцаниси, собирались уехать домой.

Однако концепция изменилась. Осенью в Грузии произошла «бархатная революция», а в начале января президентом республики был избран Михаил Саакашвили, не скрывающий своих проамериканских настроений. Тогда же стало известно, что американские военные останутся в Грузии. Причем навсегда. Посол США в Грузии Ричард Майлс заявил, что программа «Обучение и оснащение» будет продолжена бессрочно и в будущем коснется подразделений сухопутных сил и авиации. Совместно со специалистами из США подготовлен пятилетний план грузинско-американского сотрудничества в военной сфере.

В связи с этим наличие российских военных баз в Грузии обесценивает присутствие там американцев, так как оставляет для них очень мало возможностей влиять на ситуацию. Поэтому готовность Госдепа США помочь России с выводом войск вполне объяснима.

«Непостоянная доминанта»

Между тем в сложных отношениях между Россией, Грузией, Чечней и США до недавнего времени была еще одна «непостоянная доминанта» в виде… известного террориста Руслана Гелаева.

Чтобы понять, что и как, напомню историю грузинского чабана Левана Тилидзе (подробнее см. «СП», 30.08.02, «По-грузински - Эдуард, а по-русски – Путин»). Он тогда предупредил российских пограничников о том, что часть банды Руслана Гелаева идет из Грузии в Чечню. Наши пограничники банду разбили. Тилидзе был награжден российским орденом Мужества. Но дело в том, что Леван Тилидзе, прежде чем идти через границу к нашим, пытался обратиться к своим - сотрудникам грузинских спецслужб и пограничникам, которые весьма откровенно посоветовали ему не лезть, куда не надо, не то с ним «разберутся».

Чеченские боевики приговорили чабана к смерти. Почему, понятно. Теперь ясна и жесткая позиция грузинской родины чабана, которая требовала его выдачи из России (где он вынужден скрываться) для того, чтобы наказать его «за незаконное пересечение границы». Ведь Тилидзе одним своим поступком доказал, что неоднократные заявления России о том, что Грузия укрывает и, по сути, поощряет незаконные вооруженные формирования чеченцев, имеют под собой реальную почву. Кстати, уцелевшие в «послетилидзевском» бою экстремисты Гелаева так и не были выданы России.

Впрочем, о какой выдаче можно говорить, если странности этого рода были замечены еще в марте 2000 года, когда Руслан Гелаев с крупным отрядом решил навестить родные края – село Комсомольское Урус-Мартановского района. Операция по «освобождению» Комсомольского от федералов завершилась для банды гелаевцев тяжелым разгромом: войска под командованием генерала Геннадия Трошева, окружив село, выбивали их оттуда несколько дней авиацией, танками и артиллерией и, по оценкам федералов, уничтожили до тысячи боевиков. Сам Гелаев, по слухам, был ранен, но сумел ускользнуть из окружения. «Ускользнуть» Гелаеву удалось не без помощи спецслужб Грузии. Разгромленное гелаевское подразделение отступило в одно из ущелий на российско-грузинской границе. Пограничники вошли с ним в контакт – предлагали разоружиться и сдаться. Но… сотрудники МГБ на автомобилях, принадлежащих национальной гвардии, вывезли банду с госграницы в Панкисское ущелье.

В Грузии об этом факте говорят открыто. Как и о том, что в сентябре 2002 года автомашины спецслужб доставили 200 гелаевцев к российской границе, где в бою с пограннарядом 30 человек погибли, а остальные были вывезены в безопасное место вертолетом, опять же принадлежащим грузинским спецслужбам. Самое интересное заключается в том, что спецслужбы Грузии для спасения гелаевцев использовали те самые автомобили – трехосные «мерседесы», предоставленные им в рамках помощи стран НАТО для борьбы с терроризмом. По сути, получается, - для противодействия России.

Особая любовь Грузии к Гелаеву – давняя и вполне объяснимая. За время чеченских войн он отсиживался там несколько раз. И именно в Грузии он оказался в эпицентре большой северокавказской политики, где, пользуясь в 2001-2003 годах негласной поддержкой местных спецслужб и самого президента, мог влиять на отношения Грузии с Россией, с Абхазией и даже, как потом оказалось, с самими США.

Шеварднадзе Гелаев был нужен сразу по нескольким причинам. Назовем только одну. Шеварднадзе, не без основания, рассчитывал пугать Гелаевым Абхазию, а в октябре 2001 года, как утверждают некоторые источники, и вовсе санкционировал и подготовил вылазку крупного отряда гелаевцев на территорию мятежной республики. Абхазцы встретили боевиков огнем в Кодорском ущелье, на помощь им пришли российские войска, и Гелаев с большими потерями вынужден был отступить. Вспыхнувшим по поводу этой вылазки российско-грузинским конфликтом с максимальным эффектом воспользовался Шеварднадзе, пригласивший зимой 2002 года к себе в страну американских военных инструкторов - под предлогом необходимости обучить местных солдат приемам антитеррористической борьбы (напомним, что США, к тому времени пережив теракты 11 сентября 2001 года, объявили себя лидером во всемирной борьбе против терроризма). И хотя самому Шеварднадзе этот политический ход в конце концов не помог остаться у власти, поражение Гелаева в Абхазии, видимо, будет иметь еще немало последствий для России, у самых границ которой в результате этой авантюры обосновались американские войска.

Кто идет по замкнутому кругу?

Судя по всему, американские спецслужбы много внимания уделяют не только отдельно взятым террористам (кто теперь обласкан после смерти Гелаева?), но и спецслужбам суверенной Грузии. Говорят, что по отдельной программе ими были оснащены спецподразделения минобороны и МГБ Грузии, которым безвозмездно были переданы бесшумные автоматы с лазерным наведением для ночной стрельбы, ни в чем не уступающие нашим «Кедрам», «Винторезам» и «Печенегам». Интересная получается цепочка. Американцы просто так отдают современнейшее оружие грузинским спецподразделениям. А они - в свою очередь – передают его членам незаконных вооруженных формирований Чечни. Но уже за деньги. Бизнес, как ни крути, выгодный. И получается, что США, лидер антитеррористической борьбы, терроризму вольно или невольно способствуют. Замкнутый круг, но, увы, с многочисленными жертвами.

Не так давно грузинские спецслужбы получили еще 120 «фольксвагенов». Но кто даст гарантии, что и они не будут возить чеченских бандитов? Никто. Да и до-платы, которые получают из Фонда Сороса руководители и оперативники спецслужб Грузии, вообще ни в какие рамки не вписываются. Но при всех зарубежных доплатах и помощи грузинские спецслужбы, надо отметить, работают из рук вон плохо. За примерами далеко ходить не надо. Пытаясь убедить меня в правдивости той информации, которой они делились, грузинские друзья сразили меня таким аргументом.

- Хочешь получить загранпаспорт гражданки Грузии? – предложили они.

Я не очень хотела, но полюбопытствовала, что для этого нужно. Оказалось, что всего 700 долларов и фотографии. При этом не нужно ни ехать в Тбилиси, ни быть этнической грузинкой. Платишь – и паспорт привезут прямо в Ставрополь. Точно так, утверждают мои новые знакомые, получают грузинские паспорта и участники бандформирований. Как говорится, без комментариев.

* * *

Прояснить ситуацию я попросила в управлении ФСБ России по Ставропольскому краю.

- Мы располагаем и этими сведениями, и другими материалами, подтверждающими ряд названных вами фактов, – отметили в пресс-службе УФСБ. – Но в силу обстоятельств эти данные не могут являться предметом обсуждения в прессе.

Думаю, что платок на роток честных грузин уже не накинешь. Они, как никто другой, понимают, во сколько обойдутся все эти сложности и непонятки, если считать их в тротиловом эквиваленте…