00:00, 25 марта 2005 года

Реальная жертва – пожилые

Во-первых, в силу вполне объективных причин пожилые люди вынуждены гораздо чаще прибегать к помощи медикаментов. Старение организма сопровождается неизбежным ростом числа самых различных болезней. После 65 лет, по среднестатистическим данным, 80 процентов людей страдают одним либо несколькими заболеваниями, которые нередко принимают хроническое течение. В итоге пожилые прибегают к использованию разного рода препаратов слишком часто, в слишком больших количествах и слишком продолжительное время.

Несколько цифр в подтверждение сказанному. В США и Великобритании старики потребляют более трети всех медикаментов, причем темпы год от года угрожающе нарастают. Например, если в 1988 году в США доход от продажи лекарств для данной категории жителей составил 4,6 миллиарда долларов, то спустя всего лишь семь лет эта цифра достигла 10,1 миллиарда (!). В Италии 40 процентов людей старше 70 лет ежедневно принимают 4-6, а 12 процентов - свыше 9 видов лекарств! Хотя я и не располагаю конкретными сведениями, но не думаю, что масштабы лекарственной атаки на пожилых в нашей стране менее впечатляющи.

Во-вторых, по мере старения организма риск неблагоприятного воздействия на него медикаментов резко повышается, заметно учащаются случаи развития тяжелых токсических поражений. Всего лишь один пример. По данным хорошо поставленной медицинской службы Канады в 20 процентов пожилых пациентов поступили в больницы неотложной помощи в результате осложнения, вызванного лекарствами.

С возрастом в почках резко (к 60 годам почти вдвое) снижается число структурных элементов – нефронов и потому нарушается их выделительная способность. По этой причине в организме задерживается больше химических веществ, они медленнее выводятся. Из-за ослабления двигательной активности пищеварительной системы лекарства дольше сохраняются в просвете желудка и кишечника, всасываясь в большем объеме. По мере старения ухудшается работа печени и ее ферментов, в задачу которых входит обезвреживание любых чуждых организму соединений, каковыми является большинство медикаментов. Возрастные изменения в головном мозге, связанные с гибелью едва ли не половины клеток, повышают его чувствительность к лекарствам, действующим на нервную систему. Этот перечень можно легко продолжить.

Исходя из этого, не приходится удивляться тому, что стареющий человек особенно легко оказывается жертвой разных, в первую очередь широко распространенных медикаментов в случае их неоправданного и безграмотного использования.

К числу едва ли не самых популярных лекарственных веществ в мировой медицине относятся антибиотики, предназначенные для лечения инфекционных заболеваний. Но антибиотики не столь невинны, как нередко считают лишенные медицинских знаний граждане. Вот почему в силу возрастной недостаточности функции печени и почек на долю пожилых приходится значительная часть осложнений антибиотикотерапии.

Другой пример – злоупотребление психотропными лекарствами, влияющими на мозг. Ухудшение с годами его работы приводит к тому, что люди чаще начинают страдать повышенной тревожностью, склонностью к депрессивным состояниям и расстройством сна. Потому они больше нуждаются в потреблении успокаивающих, антидепрессивных, снотворных средств. Согласно американской статистике, в США, например, 1,5 миллиона пожилых людей ежедневно (!) годами (!) принимают вещества для борьбы с тревогой и бессонницей. А такие лекарства даже в средних дозах из-за плохого выведения их из организма могут действовать чрезвычайно долго, нарушая умственную и физическую работоспособность, вызывая спутанность мыслей, неустойчивость при движениях.

Известно также о возрастном ухудшении памяти, которое в тяжелых случаях принимает форму слабоумия. По некоторым оценкам, во всем мире сегодня насчитывается свыше 50 миллионов человек старше 65 лет, которые страдают слабоумием. При его лечении используется широкий круг лекарств – активизаторов умственных способностей типа пирацетама, всевозможных пищевых (потому вроде бы безвредных) добавок. Под влиянием неумеренной (в том числе зачастую лживой) телевизионной рекламы пожилые люди в значительных количествах потребляют дорогостоящие препараты. Увы, все усилия в этом направлении сплошь и рядом оказываются тщетными, ибо средства от старости медики не изобрели, а от тяжелой формы слабоумия, подобно болезни Альцгеймера, практически не помогают и самые эффективные лекарства. Каков результат? Помимо отсутствия эффекта, финансовые потери и высокий риск побочных реакций.

Нелепость ситуации, сложившейся по этому поводу на мировом фармацевтическом рынке, однажды очень верно, на мой взгляд, оценил известный английский исследователь профессор И. Хиндмарч. Он заявил, что стремление фармацевтов выпускать в продажу все большее количество широко рекламируемых лекарств для стареющих людей есть не что иное, как элементарный способ «печатания денег».

Что же делать? Перестать пользоваться лекарствами? Разумеется, нет. В ряде случаев без них невозможно сохранить здоровье и жизнь человека. Считаю только нужным привлечь внимание самих больных, их близких и особенно врачей к проблеме тщательного выбора и осторожного использования препаратов.

Прежде чем приступать к медикаментозному лечению, надо четко определиться в необходимости назначения выбранного вещества. Ведь в 25-30 процентах случаев оно оказывается бесполезным, но всегда небезвредным. На эту тему есть старый анекдот, когда в ответ на вопрос об истоках его долголетия старик открыл шкаф, доверху набитый прописанными ему, но не востребованными лекарствами.

Другое условие – выбор правильной дозы и схемы приема препарата. Формально врачи обязаны знать, что пожилые обладают повышенной лекарственной чувствительностью, в силу чего нуждаются в дозировках, которые порой должны быть в 2-3 раза ниже средних. К сожалению, данное обстоятельство далеко не всегда принимается в расчет. В старшей возрастной группе особенно рискованными по своим последствиям оказываются и комбинации различных медикаментов. Лишено также смысла длительное, без должного контроля использование препарата (пожилые больше склонны к стереотипам, привычкам), давно уже утратившего эффективность. Увы, прибегая к повторным назначениям, даже лечащие врачи порой упускают из виду это обстоятельство.

Соблюдение правильного режима приема лекарств – еще один фактор, игнорирование которого приводит к осложнениям в терапии и способно вызвать нежелательные реакции. Между тем для пожилых это особенно актуально из-за плохой памяти, ослабленного зрения, трудностей с открыванием флаконов и т.п.

Наконец, известно, что люди существенно различаются по чувствительности к лекарственным препаратам. С годами этот фактор приобретает особое значение. И здесь вся надежда на грамотный врачебный контроль. Поэтому проблема организации семейной медицины, все еще лишь декларируемой в нашей стране, оказывается более чем злободневной.

Эдуард АРУШАНЯН