00:00, 25 марта 2005 года

И все-таки мы победили!

В репертуарной афише эту премьеру выделяет уже то, что спектакль посвящается 60-летию Великой Победы. Естественно, для театралов, привыкших видеть Н. Зубкову в качестве актрисы, достаточно необычен факт ее работы как режиссера, хотя это уже не первая ее постановка. Другой немаловажной особенностью спектакля, несомненно, является едва ли не массовое участие в нем студентов актерского отделения факультета искусств Ставропольского госуниверситета. Словом, набирается целый ряд «уважительных причин», по которым, как мне кажется, стоит потратить вечер для похода в театр. Что, кстати, и сделали уже многие ставропольские зрители.

Тема Великой Отечественной войны и Победы – безусловно, святая для нашего народа. И то, что она сегодня обозначилась в репертуаре театра, уже само по себе вызывает, я бы сказала, и человеческое, и гражданское удовлетворение. Человеческое – потому что практически каждый из нас имеет в истории своей семьи вполне конкретное присутствие той войны: воевавших и погибших деда или прадеда. Гражданское – потому что, даже не будучи «приуроченным к дате», такой спектакль нужен и должен был появиться. Нужен всем нам, нашей общей народной памяти о горчайшем и одновременно величайшем для страны времени. Особенно нужен молодежи, растущей сегодня в ситуации эдакого духовного провала России. Им важно узнать и почувствовать вкус Победы, ощутить силу за плечами, поверить в свою славную Наследственность. За это одно – уже спасибо театру. А еще властям города Ставрополя, выступившим спонсорами спектакля.

В основе его далеко не самая новая пьеса, и даже, наверное, не самая лучшая на взгляд профессионалов театра. Любовь советского солдата и немецкой девушки весной 45-го, когда только-только смолкли орудия, когда все нервы еще напряжены, когда непривычно мирная тишина еще словно продолжает таить в себе угрозу, когда каждый немец – это враг, такая любовь представляется либо заданной автором, в общем-то, искусственной натяжкой, либо исключительной, из ряда вон выходящей. (Впрочем, кто же станет утверждать, что таковых ситуаций вообще не случалось?). И тем не менее в качестве художественной идеи она «отработана» детально, в весьма конкретных сценических условиях, полностью соответствующих реальным. Лицо и дух времени переданы как раз в таких типичных поступках и характерах остальных персонажей, которые «спасают» идею, придают спектаклю достоверность и самоценность. Хотелось только заметить специально для молодого зрителя: весна 45-го года была на самом деле куда более страшной и куда менее романтичной… Возможно, еще появятся новые спектакли, рисующие эту эпоху и другими красками, и тогда мы сможем увидеть и боль, и радость Победы во всей ее полноте. Здесь же, как и заявлено в программке, - «драматическая повесть о любви». Не больше, но и не меньше.

Итак, они встретились между миром и войной. Их встреча – первый шаг народов из окопов к нормальной жизни. До настоящего мира ого-го как далеко. Только такой вот юноша, выросший в семье учителя немецкого языка, знающий с детства Вагнера и Шиллера, и мог увидеть в юной «фашисточке» обыкновенную для того времени девчонку-сироту, затюканную геббельсовской пропагандой, обозленную на «азиатов», пытающуюся обнаружить в глубине опустошенной души хоть какие-то патриотические – германские – чувства.

Возникшая на фоне нашей Победы и «их» поражения любовь Петра и Инги являет собой идеализированную мечту о мире полном, не омраченном ненавистью, не запятнанном кровью жертв. Надо отдать должное смелости режиссера: на первом показе спектакля играть главную роль было доверено студенту, а на втором – актеру труппы. Видимо, сказалось педагогическое начало Н. Зубковой как преподавателя факультета искусств. И Денис Орлов ее не подвел, став очевидным открытием для зрителя. Разумеется, трудно судить по одной, да к тому же первой сценической работе о дальнейшей актерской судьбе. Но наличие таланта очевидно. Далее юноше нужно будет еще о-очень много поработать, чтобы стать профессионалом. На моей памяти – «чертова дюжина» студийцев театра, пришедших сюда в середине 90-х. Сколько среди них было подающих блестящие надежды и как же мало эти надежды оправдались! По пальцам можно перечесть тех, кто чего-то добился на сцене… Пока же впечатление вообще от всех студентов, занятых в спектакле, весьма приличное, если говорить очень осторожно. Они все разные, и роли у них, конечно, небольшие. Но, например, столь же достойно смотрелась рядом с уважаемым мастером, заслуженным артистом РФ Владимиром Аллахвердовым юная Юлия Козлова. Эпизод с их участием не случайно многие называют одним из самых эмоционально ярких в спектакле. Словом, завершая «студенческую» тему, остается добавить банальное и все же единственно верное: поживем – увидим, как будут расти эти дети.

Приятно еще и то, что они, представляя абсолютно далекое от той войны поколение, живущие в холодновато-рассудочный век мобильников и компьютеров, сумели удивительно точно почувствовать своих героев, они носят потертые гимнастерки и сапоги, пускаются вприсядку и поют старые песни своих дедов достоверно и как-то очень ловко, без высокомерия нового времени. Может, в них наконец проснулась дремавшая в «промежуточных» поколениях лучшая часть нашей национальной гордости и национальной памяти – та часть, за которую не стыдно? Ведь все-таки, помните? Мы победили! Мы, «азиаты», принесли цивилизованной старушке-Европе мир, оплаченный такой дорогой ценой…

Интересно работают в спектакле и многие актеры труппы. Как органичен и верен старшина Кузовков в исполнении Александра Афанасьева! Простоватый, хроменький, как бы полинявший с виду, а – Личность. Человек, способный жертвовать. Да просто – человек настоящий, честный русский мужик, тот, что во все века защищал Отечество без красивых слов, а потому что – так надо. Актер с большим и разнообразным сценическим опытом, А. Афанасьев здесь, не побоюсь таких эпитетов, профессионально прекрасен. Какой-то новой и, признаюсь, не-ожиданной гранью таланта проявился в спектакле Александр Жуков в роли полковника Лукьянова. Вот вам другой тип русского мужика – военная косточка, внешне – сухарь, с суровым выражением лица и жесткими интонациями голоса, а за всем этим тоже – крепкий, сильный, порядочный человек, умеющий взять на себя ответственность, принять решение не по букве устава, а по совести. Постаревший под руками умелого гримера молодой артист нашел очень точные штрихи в рисунке образа, штрихи скупые, неброские, но именно такие здесь и нужны! Не случайно трудный разговор старшины Кузовкова и полковника Лукьянова отозвался чуткой реакцией зала, тронутого не только содержанием сцены, но и искренностью актерской игры.

Успешно справляются со своими задачами Игорь Барташ и Георгий Серебрянский, представляя, по сути, двух антиподов – «хорошего» и «плохого» командира. При всей условности драматургического подхода эти два лейтенанта являют собой основополагающую часть поколения победителей. Разное было на войне. И «плохой» человек Федоровский (Г. Серебрянский) мог всей душой пожалеть вчерашнего заключенного концлагеря, как жалеет «хороший» Тимофеев (И. Барташ) попавшего в опасный переплет Бородина… Оба они прошли войну, не прячась за спины солдат. И это тоже читается в спектакле, насыщая действие той правдой жизни, которой не хватило автору пьесы, а она, правда, прорывается сквозь заданные схемы. И так происходит во многих эпизодах, когда наряду с очевидными постановочными штампами высвечивается что-то очень дорогое, очень доброе, человечное. Вот как будто тоже образ-схема – балагур и хохмач младший сержант Фирсов, чьи повадки и шутки отнюдь не новы, но что-то вкладывает свое, человеческое в героя актер Владимир Лепа, и персонаж удачно вливается в общую картину спектакля.

Кажется, именно собственной человеческой глубины чуть-чуть недостает исполнительнице роли Инги, хотя не вызывает сомнений огромный труд, проделанный здесь Татьяной Николаенко, как и очевидный шаг вперед молодой актрисы в творческом росте. Если не пожалеет она отдать своей героине часть души – по-настоящему! – то, может, тогда образ обретет искомое оптимальное сочетание трагизма и лирики. Внешний-то рисунок роли вполне отчетлив, понятен и, кстати, в отличие от ряда предыдущих работ Т. Николаенко не столь перегружен жестами.

…Сентиментальная любовная история? Столкновение дисциплины и человечности? Долг и романтика? Да, все это есть в «Соловьиной ночи». И соловьи поют, как пели они еще Ромео и Джульетте. Вслед за схематичностью драматургии не избежала ее и режиссура, достаточно упомянуть откровенно плакатные эпизоды в начале и конце спектакля, выпадающие из его канвы. Однако говорить об этом мне почему-то не хочется. Хочется, чтобы как можно больше молодых людей увидели именно этот спектакль. Чтобы юные их души соприкоснулись с тем удивительным временем и ощутили себя причастными к Победе. Конечно, они будут прежде всего следить за развитием «истории любви» на сцене, но вместе с тем имеют хороший шанс получить и… эдакую прививку здорового патриотизма, которого нам явно не хватает в последние годы. Слово «патриот» вообще пытались сделать ругательным в новой России. Но чем дальше, тем яснее становится, что и новой России без патриотизма не обойтись. И театру (как и нашей литературе, и кино, и художникам, и музыкантам) не худо бы вообще взяться за эту тему основательно. Вспомним, как патриотичен был спектакль «Фаворит», например, хотя и там была своя «любовная история». Да разве мало в истории нашей героев и сюжетов, достойных сцены? И славных дат, отмеченных победами…