00:00, 19 марта 2005 года

Спорт с приставкой «кибер»

Киберспортсмены - это те, кто приходит в клуб, напичканный компьютерами, чтобы сразиться в «игрушки». Спрашивается: зачем ходить куда-то, если почти у каждого есть своя собственная машина? Но это не то - играть одному, да еще дома. Гораздо прикольней «рубиться» в компании, т. е. в локальной сети клуба, постепенно совершенствуясь в технике игры, стратегии, реакции, демонстрируя превосходство над другими игроками.

Кстати, киберспорт процветает на Западе, особенно в США. Там это целая индустрия, приносящая немалый доход, - в нее включены сети компьютерных клубов. Киберспорт даже был включен в список неоолимпийских игр наравне со стритрейсингом (гонки по городским трассам) и дартсом. В России же, по словам вице-президента Федерации компьютерного спорта Алексея Воронкова, «людей, которые могут назвать киберспорт своей профессией, пока единицы». Немногие знают, что в 2002 году российская команда завоевала первое место в мире на чемпионате по компьютерным играм. Призом каждому послужили $25000! В основном же киберспорт живет у нас благодаря клубным чемпионатам – на жаргоне, «чампам», в которые можно резаться не только ради удовольствия, но и на деньги: в Ставрополе в таких боях можно заработать до 500 рублей в день.

…Итак, мы зашли в клуб. Администратор, до этого пристально вглядывающийся в монитор, на котором я краем глаза узрел игру «крестики-нолики», выбил нам по часу, и мы уселись за компьютеры. Играли коллективно. Самые продвинутые общались при помощи наушников с микрофоном, остальные просто кричали через весь зал, что-то сообщая друг другу. Желая примкнуть к продвинутым «киберистам», я напялил на себя наушники, и уже примерно через пять минут услышал: «Вольт» (таково мое прозвище в виртуале, «ник». - В. Б.), чего ты кемпиришь (сидишь на одном месте)? Выходи на «Б» (место для установки бомбы). И я «пошел», точнее, «побежал», с Калашниковым в руках.

Как правило, «киберисты» предпочитают три игры - это «Контра» (Counter-Strike), командная игра с вечной темой террористов и контртеррористов, или по-нашему оперов, «Крафт» (War Craft) - стратегия, где враждующие стороны отстраивают «военные империи», и «Квака» (Quake 3), в которой каждый бродит с оружием сам по себе, отбиваясь от всех остальных. Наибольшей популярностью пользуется «Контра», когда народ делится на команды, «воюющие» между собой. Говорят же - общий дух соединяет. Нередко в клубе можно увидеть картину: обе стороны - террористы и опера - стоят по разным углам и обсуждают тактику боя, кто где должен «маячить», и так далее.

В Ставрополе есть две разновидности компьютерных клубов: маленькие на 20-30 машин и большие на 50-100. Новичкам, или «лаймерам», как их в этой среде называют, лучше ходить в небольшие: здесь меньше «резни» и можно хорошо потренироваться. В то время как в больших клубах зачастую играют пятнадцать на пятнадцать. Там могут «убить» и не заметить, что игрок еще только «оружие покупает». Минус маленьких клубов в том, что частенько они превращаются в притоны местного значения со своей мафией. Поэтому не дай Бог во время боя «зарезать» главного «мафиози»…

Если в «малютках» просиживают в основном школьники, то в больших клубах публика разновозрастная - от 14 до 25 лет. Различаются «киберисты» и по целям хождения в клубы. Одни приходят, чтобы отдохнуть, другие - те, кто профессиональнее - пытаются подзаработать немного денег, чтобы потом опять же потратить их на игру.

Часто в клуб заходят даже школьные учителя. Правда, не для того чтобы присоединиться к «спортивному» увлечению. Они ищут там своих учеников, прогуливающих ради игры занятия. Действительно, некоторые входят в определенную зависимость от игры, они просиживают часами за компьютером, но никак не могут вдоволь наиграться. Иногда я слышу нечто подобное: «Если я не схожу в клуб хотя бы раз в день, то буду просто не в себе». Вместо того чтобы учить уроки или просто заниматься делом, такие молодые люди примыкают к «клубным бандам» и целыми днями беспечно слоняются по улицам.

Но наряду с минусами есть и плюсы. Однажды я стал свидетелем презабавнейшей ситуации, произошедшей возле школы. Два восьмиклассника толкали друг друга, и все бы, скорее всего, переросло в драку, если бы один не крикнул другому: «Сегодня. В пять. Один на один. В «Контру»!» Так что благодаря существованию клубов зачастую мирным путем разрешаются мальчишеские потасовки.

«Зы гейм из овер», - сказал мне Андрей по прошествии часа, когда наши компьютеры внезапно заблокировались. Мы встали и спокойно покинули «игровое поле». Честно говоря, когда-то я тоже страшно увлекался компьютерным спортом. Играл на интерес, посещал клубы ежедневно. Но однажды мне просто не захотелось идти в «пристанище юных геймеров», и, признаться, об этом ничуть не жалею.

Volt, Владимир БОЙКОВ