00:00, 19 марта 2005 года

Квартирный вопрос

История № 1. Ходят по жилищному «пятачку» парни–студенты. Ищут. Но не только квартиру, а еще и мужчину средних лет, в сером пальто… Помнят, что гражданин был с усами. Он сдал им квартиру. Взял с них оплату за два месяца вперед, содрал «посреднические» и… скрылся. А квартира оказалась чужой. Настоящая хозяйка сдавала ее посуточно и по часам. Аферист сам снял ее всего на трое суток!

«Нам теперь вообще жить негде, потому что денег нет, - жалуются студенты. - Отдали 12 тысяч!» В тот день их выручила пенсионерка. Она живет на пенсию в 1500 рублей… «Есть времянка. Без удобств. Электроплиту дам. С одного человека – 50 рублей в сутки. Можно не сразу. Подожду, пока раздобудете деньги…», - сказала она. Ребята ушли с ней.

Здесь, на «пятачке», есть официально работающие предприниматели-посредники. Их отличают прикрепленные на груди таблички с полными личными данными. Есть и «любители»-маклеры. За услугу все берут с граждан 50 процентов от арендной платы, затем дают адрес либо едут на место вместе с клиентом. Периодически меня атакуют вопросом: «Тебе чего надо?» Услышав в ответ «ничего», обиженно отходят.

История № 2. Ее я услышала от трех девушек из станицы Курской. «Двое из нас – студентки первого курса, будущие преподаватели русского языка и литературы. Но есть среди нас и «дед» - Елизавета, она учится уже на четвертом курсе и будущий юрист. В сентябре прошлого года мы сняли комнату на троих по улице М. Горького. По 1200 рублей с человека. В комнате три кровати, большой стол, гвозди в стене вместо платяного шкафа. Сыро. Холодно. Батарей нет вообще. Только тонкие трубы. Мы были невнимательны, не обратили на это внимания. Оттого всю осень и зиму болеем. Пропускаем занятия. Сейчас не знаем, как оплатить нашим хозяевам за свой «каземат», так как потратились на лекарства. Ищем жилье теплее и дешевле».

История № 3. Супруги Вороновы приехали из Чеченской Республики. В Ставрополе сняли комнату. «Радость наша была непродолжительной, - говорят они. – Хозяева жилья, живущие рядом, оказались людьми гостеприимными, общительными. Ежедневно их посещают друзья. Музыка. Шум. В бараке, здесь же во дворе, находятся другие квартиранты. Сменяют друг друга приходящие пары… Ссоры. Пьянство. Мы беспокоимся за свои вещи. Заранее ищем другое жилье. Думаем, что маклеры-профессионалы обязаны узнавать образ жизни хозяев жилой площади, они должны хорошо знать условия проживания, ведь деньги берут немалые».

История последняя. Михаил К. приехал в Ставрополь из станицы Галюгаевской и искал комнату. Мечтает здесь учиться. «Дома работы для молодежи нет. Перспектив никаких. Мне нужна недорогая комната, пойду «подселенцем», - говорит Михаил. – Но проблема в том, что я не курю и не пьющий. Трудно отыскать единомышленников. Нужна спокойная обстановка, чтобы готовиться к экзаменам. Первоначальная заработная плата всюду невелика, поэтому снять себе отдельное жилье не могу…»

На бирже жилья большинство клиентов – студенты и молодые семьи. Ведь вузов в городе очень много. Общежитий же катастрофически не хватает. Они нужны. Возможно, современные, коммерческие. С оплатой за проживание, но ниже рыночной.

Полина ЖЕРЕБЦОВА