00:00, 18 марта 2005 года

Евгений Григорьевич пишет в Страсбург

Эка невидаль, скажете вы. Да у нас в стране таких людей - миллионы. Но одно дело выказывать свое недовольство в разговорах на кухне или на митингах, и совсем другое - защищать свои права в судах, в том числе и международных. Что Евгений Григорьевич и сделал. Послал, пройдя все круги российской Фемиды, иск в Страсбург, в Европейский суд по правам человека. Чего же хочет добиться 70-летний невинномысец?

Доказать он хочет свое право на достойную старость. Пятнадцать лет проработал Евгений Свищев на Севере. Участвовал в освоении знаменитого Ямбургского газового месторождения.

- Вкалывал я там водителем, - говорит мой собеседник, - водил в основном тяжелую технику - «Уралы», КрАЗы. Даже не верится сегодня, что можно было работать в таких тяжелых условиях. Выехали ведь поначалу, как говорится, в чистое поле, вернее, в тундру. Мороз зимой до пятидесяти градусов, нехватка кислорода. Некоторые, кто здоровьем послабее, через считанные недели умирали - не выдерживал организм резкой перемены климата. Сами мы себе строили жилье, а сначала жили в промерзающих насквозь вагончиках. Даже питьевой воды не было: возили ее за десятки километров. Когда уже обустроились, я доставлял песок для обсыпки «кустов», как называли находящиеся рядом друг с другом буровые скважины.

В общем, условия на Севере были отнюдь не курортные. Да вот незадача, всего 15 дней не хватило Евгению Григорьевичу для того, чтобы его северный стаж составил 15 лет. А потому и пенсию от государства он получает намного меньшую, чем мог бы. Сами принципы, по которым исчислялся стаж, Евгению Свищеву непонятны до сих пор. Потому и пошел он по судам: мол, посчитайте еще раз, может, ошибка где вышла? Нет, все правильно, ответили истцу в Невинномысском городском, Ставропольском краевом судах, Верховном суде России.

- Ладно, пусть на самом деле мне несчастных пятнадцати дней не хватает, - говорит невинномысец. - Их подсчитать государство не забыло. А как понять то, что по вышедшему несколько лет назад новому закону о пенсиях у меня и у миллионов других пенсионеров-северян разом отняли полуторный коэффициент к северному стажу? К моим «северным» 15 годам раньше 7,5 года приплюсовывали, а теперь этого нет. То есть получается, что я работал вроде как в Сочи или в Кисловодске, а не на Крайнем Севере. Да и льгот нам, пенсионерам-северянам, в отличие, к примеру, от ветеранов труда, никаких не положено.

Пару лет назад несколько пенсионеров-северян по поводу отмены коэффициента к стажу подали иск в Конституционный суд РФ. Ведь Конституция России говорит однозначно: нельзя принимать законы, умаляющие права граждан. Но высшая судебная инстанция никаких нарушений в действиях государства не нашла.

Так что справедливость пенсионеры все чаще ищут в международных судах. И Евгений Свищев послал иск в Страсбург, высказав все свои претензии и приложив решения российских судов. Вот-вот оттуда придет ответ: принят ли этот иск к рассмотрению и на какое время назначено судебное слушание.

Судя по всему, очередь до дела «Евгений Свищев против Российской Федерации дойдет года через три-четыре. Евгений Григорьевич говорит: «Задачу для себя я поставил конкретную - дожить до суда». Ну а пока от Севера у пенсионера остались на память пара альбомов черно-белых фотографий да чучело полярной куропатки.