00:00, 11 марта 2005 года

Все хорошее случается вдруг

Семнадцатилетние братья Холодовы, Дионисий и Вадим, между прочим, двойняшки, закончили в Тбилиси школу и решили уехать. Жить там, оставаясь русскими, было очень-очень трудно. В Ставропольском крае у них жили родственники, на первое время можно было остановиться. Юные братья поступили в профессионально-техническое училище и вскоре получили комнату в общежитии. Позже к ним переехала из Тбилиси мама. Дальше события развивались в неожиданном направлении. Один из братьев, Дионисий, поступает в Ставропольскую духовную семинарию. Этому обстоятельству предшествовало его знакомство со священником отцом Николаем Чемодановым, ныне служащим в храме Воздвижения Христа Господня. Именно он укрепил его в вере, и Дионисий понял, сколь хрупким и неполным было его прежнее существование.

Серьезность молодого семинариста не осталась незамеченной: к концу обучения ныне покойный митрополит Гедеон благословил Дионисия Холодова продолжить религиозное образование в Петербургской духовной академии на факультете богословия. Эту же академию заканчивал и отец Николай. Позади остался город с удивительным названием, в котором произошло его духовное рождение. Ставрополь – город Креста… Пять лет назад Дионисий не думал о том, что придет срок и он вновь сюда вернется…

…Встречаются такие натуры, вокруг которых витает едва ощутимое облако чего-то светлого и хорошего. В этом облаке другому человеку легче дышать. Когда Дионисий познакомился с Марианной Петченко, он сказал себе: «Вот девушка, не похожая на других». То же самое подумала о Дионисии и Марианна: «Какое светлое лицо, как отличается он от столичных мальчиков». Счастливый случай свел молодых людей в петербуржском театре Мусоргского. Марианна в то время училась на факультете искусствоведения в Промышленно-художественной академии. Встречались они довольно долго, потом поженились. Дионисий вошел в семью Марианны и был радостно удивлен тем, как хорошо устроен их дом. Добрые отношения, доверие друг к другу. А вот в жизнь семьи Дионисия грубо вмешалась история. Когда они с братом уезжали из Тбилиси, в Абхазии и Осетии шла война. Тем сильнее он ощутил тепло нового домашнего очага. «Все хорошее, - подумал он тогда, - случается словно бы вдруг!»

В Петербурге выпускник богословского факультета Дионисий Холодов был рукоположен в диаконы. Там же владыка Феофан благословил его на службу в Ставропольской епархии, а не так давно рукоположил отца Дионисия в священники и наложил послушание: преподавать в Ставропольской духовной семинарии. Так молодая семья Холодовых оказалась в Ставрополе, где они снимают внаем две небольшие беленые комнатки с высокими потолками – их первое самостоятельное жилище. Марианна, вырванная из родного уютного гнезда, из Петербурга, «знакомого до слез», где она уже работала по специальности, в Ставрополе «сдавала» первый жизненный экзамен. Отец Дионисий тоже выдержал свое испытание, когда в академии ему предложили продолжить богословское образование в Греции. Открывалась серьезная заманчивая перспектива. Она же означала разлуку с Марианной на неопределенное время, может быть, навсегда. Отец Дионисий предпочел остаться в России и с Марианной, после этого они поженились.

- Свою семейную жизнь мы представляем светлой и счастливой, - говорит он с улыбкой. – Когда человек любит, он знает, что и как нужно в жизни делать. У верующих людей отношение к браку серьезное.

- Вскоре после нашего знакомства, - продолжила разговор Марианна, - Дионисий ввел меня в круг своих друзей по духовной академии. Меня удивила атмо-сфера их отношений, будто они братья из одной семьи. В то же время всех отличает трезвый взгляд на жизнь. Знакомство с Дионисием и его друзьями очень расположило моих родителей к церковному миру. А со мной произошло самое главное: моя душа теперь не одинока…

Вспомним историю. Традиционно семьи священников в России были большими, типично русскими. Однако жизнь многочисленного духовного сословия закрыта от нас пеленой времени. Чего стоит только явление Оптиной пустыни, куда со всей России за истиной и правдой стекался православный люд. Волею исторического провидения русское духовенство возрождается вновь. И мы вновь вправе связать с ним свои надежды. Больше их связать, собственно, не с кем. Из всей многовековой российской истории единственный сохранившийся институт – русская православная церковь, пережившая и Киевскую Русь, и царскую Россию, и коммунистическое государство. Сохранившая корни русской культуры, оказавшиеся и через тысячу лет живыми. Куда обратиться человеку, если душа болит и просит света? В партии? Или к девочке-психологу?..

Старшее поколение церковнослужителей свою роль перед обществом выполнило – сохранило православие. Нынешнее молодое духовенство будет играть некую новую роль. Какую?

- Церковь существует, - ответил отец Дионисий, - одновременно в истории и в вечности. Но исторические ситуации меняются, а назначение церкви остается прежним: утверждать связь между Богом и человеком. Сегодня нам в стране так необходимы атмосфера Христовой правды, коллективная ответственность за судьбу всех его членов, принципиальное равенство людей, святость семейного союза. Когда дети приводят в храм своих родителей, а такие случаи теперь не редкость, особенно остро понимаешь, как они нуждаются в серьезном отношении взрослых…

Не так давно в Ставропольском краевом Доме детского творчества состоялась Епархиальная Рождественская елка. Отец Дионисий, преподаватель детской воскресной школы при Кафедральном соборе, был назначен организатором этих рождественских торжеств. Он же писал и праздничный сценарий. Приехали на елку краевые детские коллективы, даже ребята из Греции. Звучали рождественские песнопения, выступал детский Казачий хор. С необыкновенным воодушевлением пели и танцевали юные греки, а приглашенные владыкой Феофаном из мусульманских семей дети чувствовали себя тоже весело и уютно. «Я смотрел в зрительный зал, - вспоминает отец Дионисий, - и понимал, как хорошо и не страшно нашим детям в православном мире».

Каждый вечер допоздна он тщательно готовится к своим лекциям в духовной семинарии. «Если дать знаний меньше, - говорит он, - это как обокрасть…». На столе привычная гора книг, рядом играет с кошечкой Марианна. Ей 22 года, отцу Дионисию – 26. Жизнь впереди!..