00:00, 11 марта 2005 года

Что будут завтра пить в России?

В работе форума приняли участие президент Межрегиональной (Российской) лицензионной палаты Владимир Заводнов, председатель комитета СК по лицензированию отдельных видов деятельности Сергей Харитонов, руководители предприятий и частные предприниматели Ставрополья и других регионов России.

Анализ опыта лицензионной работы наряду с явными достижениями выявил и серьезные недостатки. Мешают пробелы нормативно-правовой базы лицензионной деятельности как на общефедеральном, так и на региональном уровнях, излишняя громоздкость и неповоротливость лицензирующих органов, слабость их координации и контроля. Словом, пока что отсутствует стройная система, способная эффективно противостоять правонарушениям, рост которых наблюдается во многих сферах частного бизнеса. И главной «головной болью» на сегодня является сфера производства и оборота алкогольной продукции: пока законопослушные производители пытаются наладить бизнес в рамках жесткой и несовершенной законодательной базы, теневики благополучно процветают.

Эту тему очень подробно осветил на семинаре-совещании Владимир Заводнов. В целях усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции был разработан пакет законопроектов, который в начале апреля будет вынесен на второе чтение в Госдуму РФ. Предлагаемые законодательные изменения направлены на усиление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, определение и уточнение лицензионных видов деятельности.

Алкогольное производство и оборот алкогольной продукции в России являются серьезной статьей государственного бюджета, которая позволяла в самые сложные годы решать многие социальные и экономические проблемы - как ни крути, но в нашей державе водку покупают едва ли не чаще, чем хлеб… Поэтому и охотников запустить руку в алкогольный клондайк предостаточно.

- За последние годы в результате низкого контроля за производством спиртосодержащих растворов практически все заводы по производству гидролизного и синтетического спирта перешли на выпуск денатурированных спиртов и спиртосодержащих жидкостей, которые в дальнейшем использовались для выработки нелегальной алкогольной продукции. Для осуществления закупки таких спиртов до последнего времени квоты не требовались и дальнейшее их использование никак не контролировалось, - подчеркнул В. Заводнов. - Проверки, которые проводились правоохранительными органами с целью выяснения дальнейшего использования этих спиртов, показали, что покупатели оных по указанным адресам не обнаруживались, а если и обнаруживались, то выяснялось, что они занимаются перепродажей.

Значительная часть этих денатурированных спиртов и спиртосодержащих жидкостей используется как раз при производстве нелегальной алкогольной продукции. При этом наносится очень серьезный ущерб здоровью населения - ежегодно от употребления некачественного алкоголя в России умирают 37 - 40 тысяч человек. А в карманы теневых дельцов уплывают очень приличные суммы: по некоторым оценкам, сегодня теневой оборот составляет около 40 процентов от общего оборота алкогольной продукции в России, а последний составляет более миллиарда долларов!

- Новый законопроект должен определять меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в этой сфере экономики и планомерное вытеснение нелегалов с рынка, - заявил В. Заводнов. – Вводятся новые понятия: головная фракция этилового спирта, квота использования, квота производства, специальное разрешение на поставку. Например, введение квоты использования, по мнению разработчиков, позволит значительно снизить возможность использования спирта для производства теневой алкогольной продукции.

Сегодня экспорт алкогольной продукции разрешен только тем предприятиям, у которых 51 процент акций принадлежит государству. По мнению специалистов, это серьезный недостаток, поскольку активную экспортную политику могут проводить и полностью частные компании, которые заинтересованы в расширении рынка сбыта своей продукции.

Немало проблем и при передвижении продукции отечественных производителей по территории России - зачастую из-за административных барьеров на уровне исполнительной власти субъектов Федерации ввезти, скажем, вино из одного региона в другой просто невозможно. Зато продаже импортных спиртных напитков на территории России дана, что называется, зеленая улица.

- Это звучит дико, но ни одна другая страна в мире не ставит своего национального производителя ниже, чем иностранного, - возмущался В. Заводнов.

Участников семинара интересовал вопрос: не вернет ли новое законодательство государственную монополию на производство спиртных напитков?

- Возврата в государственную монополию не будет, - ответил В. Заводнов, - практически это невозможно, хотя теоретически попытки и предпринимаются. Для этого необходимо изменить статьи Конституции, которые говорят о равноправии всех форм собственности - государственной, частной, муниципальной. Поэтому заявления, которые делаются некоторыми безответственными представителями министерств и ведомств о том, что нужно ввести государственную монополию в этом сегменте рынка, нельзя воспринимать серьезно, поскольку они неосуществимы…