00:00, 5 марта 2005 года

На пути к смертному приговору

Это главная проблема, о которой шла речь в пресс-клубе «Ставропольской правды». Его гость – генеральный директор государственного унитарного предприятия «Ставрополькоммунэлектро» Виктор Кульбицкий – человек, как принято говорить, не публичный. Энергетик по образованию и опыту работы. С 1997 года работает в коммунальной энергетике. С октября 2003 года – генеральный директор «Ставрополькоммунэлектро». Кандидат экономических наук, член-корреспондент Академии информационных технологий в образовании, науке и курортологии. В 2003 году Виктору Кульбицкому было присвоено почетное звание «Руководитель года». Оргкомитетом международного форума «Мировой опыт и экономика России» он награжден почетным знаком «Лидер российской экономики – 2003 г.» за активную деятельность по реализации принципов устойчивого экономического развития, высокие достижения и стабильную работу в условиях перехода к рыночной экономике. Само «Ставрополькоммун-электро» в прошлом году заняло первое место в краевом конкурсе на лучшее предприятие сферы ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях. «Ставрополькоммунэлектро» и другие государственные унитарные предприятия – ГУП «Ставрополькрайводоканал» и ГУП «Крайтеплосеть» «Крайтепло-энерго» - поднимают вопрос о собственном акционировании более года. Именно так должна идти реформа, убеждены они. Такой подход разделяет и правительство края. И все это время против были депутаты ГДСК и некоторые главы теперь уже муниципальных районов. В этом и пытались разобраться участники пресс-клуба.

От какого наследства мы отталкиваемся?

Виктор Кульбицкий не скрывал, что встреча с журналистами затеяна для того, чтобы слова и доводы коммунальных энергетиков «дошли до простых людей, ради которых мы работаем и живем». Он убежден, что если в течение нынешнего года не будет проведено акционирование коммунальных государственных унитарных предприятий, «мы получим мину замедленного действия, которая «рванет» еще хуже, чем 122-й закон о монетизации». И это не сгущение красок и не запугивание.

Впрочем, прежде чем перейти к сути вопроса, нужно объяснить: а почему он вообще возник. Возник, кстати сказать, не сейчас, а еще в октябре 2003 года, когда был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наш край, вступивший в реформу на год раньше всей страны, в полной мере испытывает все плюсы и минусы новых подходов к организации местной власти. Станет ли дальнейшая деятельность коммунальных государственных служб плюсом или минусом, как раз и предстоит решить до конца года. Суть в том, что в соответствии с законом № 131 до 31 декабря государственное имущество должно быть передано муниципальным образованиям. И, как выразился Виктор Кульбицкий, если мы этого не сделаем, прокурор заставит. Но он подчеркнул, что механизма реализации закона нет. Механическая же передача объектов коммунальной энергетики муниципалам чревата… При таком развитии событий, убежден Кульбицкий, полностью развалится вертикаль управления отраслью. А она обслуживает ни много ни мало – большую часть территории региона.

Дело в том, что – так сложилось – в коммунальной энергетике края сейчас работают предприятия трех форм собственности. Государственная – это ГУП «Ставрополькоммунэлектро», обслуживающее 22 районных центра. Второй вид собственности – это муниципальная. Сюда входят четыре предприятия городских электрических сетей Буденновска, Железноводска, Ставрополя и Невинномысска. Есть и акционерная форма собственности – Пятигорские, Ессентукские и Кисловодские электрические сети.

Последние годы Кульбицкий и его команда собирали и структурировали свое, вернее, государственное хозяйство. Главным достижением стало создание на базе небольших и часто плохо оснащенных подразделений – участков электросетей в 21 райцентре - семи укрупненных филиалов в Новоалександровске, Михайловске, Светлограде, Ипатово, Новопавловске, Минеральных Водах и Нефтекумске. Здесь сконцентрированы специалисты, техника, аварийный запас материалов и оборудования. А другие подразделения в райцентрах стали участками этих филиалов. Это, отметим, первый этап реформирования коммунальной энергетики. Он был закончен к первому октября 2004 года.

Второй – это так называемая «распаковка»: разделение этих филиалов на сетевые, то есть электроснабжающие и энергосбытовые. Необходимость такого подхода продиктована реализацией еще одного Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 2003 года. Этот этап у нас уже тоже завершен. Хотя в масштабах России Ставрополье, скорее, исключение, чем правило. Многие предприятия не успели к оговоренному сроку, и президентским указом срок продлен еще на год.

Подножка на третьем шаге

Итак, констатируем, что два шага по пути реформ были успешно сделаны. Третьим предполагалось разделить уставный фонд ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на фонды первой группы (это инженерные сети) и фонды второй группы (вспомогательное оборудование, здания и сооружения), провести акционирование государственного предприятия и создать ОАО «Ставрополье».

Резоны прозрачны и понятны. Только так можно обеспечить консолидацию коммунальной энергетики, проводить единую краевую технико-экономическую политику. И – главное – акционирование позволит оказать влияние на изменение тарифов. Проще говоря, уменьшить их. Согласитесь, звучит весьма заманчиво в наше время роста тарифов на все и на вся. Но тут последовала подножка, которую подставили реформе депутаты ГДСК и некоторые главы районов. Они против.

Но почему же акционирование называется в качестве единственного выхода? Кульбицкий совершенно прав, когда говорит о том, что акционерные городские электросети в ГУП не придут. Не придут по логике рыночной нашей жизни. Муниципальные предприятия не сделают этого с будущего года по закону. Пока есть время, самые разумные это уже сделали.

Три года назад, когда «Ставрополькоммунэлектро» собирало воедино все предприятия, которые находились в состоянии планово-убыточных участков при районных управлениях ЖКХ, руководители Георгиевского района были среди ярых сторонников неприсоединения. В конце прошлого года, убедившись, что самостийность вредна (у муниципальных сетей долгов оказалось около 60 миллионов рублей), власти поставили вопрос о присоединении к ГУПу. Генеральный директор убежден, что, несмотря на долги, к концу года Георгиевскую горсеть удастся «вытащить».

- Предлагаемое акционирование позволит сохранить отрасль как единое целое, - говорит Виктор Кульбицкий. - Ведь и сегодня из 22 подразделений самодостаточно могут существовать от силы пять. Другие поддерживаются за счет перекрестного субсидирования. Деньги на это есть.

Но есть пока комплекс коммунальной энергетики работает как единое целое. Региональная энергетическая комиссия снизила тариф ГУПу до 63,264 коп. за киловатт-час, потому что здесь есть планово-убыточные сельские подразделения. Для сравнения, кисловодчане получают электроэнергию по 87 копеек. Что называется, почувствуйте разницу.

Виктор Кульбицкий привел и такой пример. Если в одном филиале случается ЧП, все остальные приходят на помощь, направляют людей, средства, технику. Если же разорвать ГУП на 22 кусочка, то, сами понимаете, помощь придет только на коммерческой основе.

В этой ситуации понятно, что убыточные сельские подразделения и думать не хотят об уходе из ГУПа. Гуртом, как показала практика, хорошо не только батьку бить, но и электроснабжением заниматься. ГУП делает во многих сельских районах – Апанасенковском, Степновском и других – то, что самим им явно не под силу: меняет старые опоры, проводит капитальный ремонт. Так что они за акционирование.

Противники тоже известны. Активно выступает против глава Минераловодского района Михаил Чукавин. На его территории самый, пожалуй, крупный и отлаженный филиал (в свое время там работал Кульбицкий). Сейчас он обслуживает четыре района. И на все – две высоковольтные электролаборатории, один участок по ремонту кабельных линий и один участок по эксплуатации систем учета электроэнергии. Как разорвать живое предприятие на четыре?

Судя по всему, Чукавин рассчитывает, что все находящееся на «его территории» ему и достанется. Рассчитывает, наверное, правильно: ведь механизма передачи, как уже говорилось, просто-напросто нет. Но такой подход, как минимум, нечестный, подчеркивалось на пресс-клубе. Ведь оттого, что, предположим, в Минераловодском районе урожайность пшеницы ниже, чем в других, хлеб там не стоит в четыре раза дороже?

У других глав – другие аргументы. Одни боятся, что станет еще хуже. Ведь в свое время, когда создавались укрупненные филиалы, из ряда районов в них забиралась техника, сокращались рабочие места (что для сельских районов сродни стихийному бедствию). Акционирование, считают они, это еще одно умаление их прав, ведь доля районного предприятия в акционерном холдинге (а его создание – четвертый этап реформы) будет совсем небольшой, а значит, и возможности влиять на процесс управления – мизерные. И еще одно сомнение высказывается: а вдруг это имущество попадет в чьи-то нечистые руки?

Виктор Кульбицкий привел, на мой взгляд, весьма убедительные доводы.

- В случае приватизации и акционирования, - говорит он, - из балансовой стоимости нашего оборудования в размере 1 миллиарда 90 миллионов рублей 843,3 миллиона передается в управление муниципальным образованиям. (Это имущество первой группы, то есть - недвижимое. – В.Л.). И только имущество стоимостью 246 миллионов рублей – это фонды второй группы: компьютеры, машины и все, что движется, остается в ГУПе. Чего бояться, имея 80 процентов ценных бумаг на руках? Направляйте в совет директоров своих представителей, давайте им полномочия, мандаты, доверенности, и пусть они управляют 80 процентами акций, которые принадлежат муниципальному самоуправлению.

Кажется, все ясно. Оказывается, не все и не всем. Кульбицкому высказали и такой упрек: вы все правильно говорите, но не доказываете.

Он недоумевает: «А зачем доказывать? Я - специалист, передо мной поставлена задача дать обоснования акционированию и прогноз финансовых результатов. Мы все это дали и описали. Кстати сказать, почти миллион рублей потратили на СМИ в 2004 году: всем рассказывали, что такое акционирование. Выпустили специальный сборник «Акционирование ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», куда вошла подборка основных статей, вышедших практически во всех изданиях Ставропольского края. Я ведь не заведующий идеологическим отделом крайкома партии, а хозяйственник. И вопрос надо решать не с идеологической, а с экономической точки зрения».

Без аргументов

Но с этими противниками акционирования хотя бы можно спорить. С Государственной Думой Ставропольского края спорить трудно: она уже четвертый раз не принимает решения по существу, ссылаясь на то, что вопрос «сырой».

- У меня складывается впечатление, что идет неприкрытое лукавство, - говорит Виктор Кульбицкий. – От кого оно исходит? Я не политик. Но не может такого быть: год мы бьемся, рассказываем, а приходим на Думу и получаем один ответ: вопрос «сырой». Еще полгода назад я удивлялся, думал, может быть, в самом деле, есть недоработка нашего коллектива? Но ведь в правительстве края нас понимают и поддерживают. А на Думе один из депутатов после выступления двух министров ПСК открыто сказал: а под кого мы будем принимать постановление - под вас, которых через два месяца не будет? Он уже принял решение, что через два месяца не будет у нас этого правительства края.

Так что пока с акционированием ничего не получается. А каковы перспективы, если оно все-таки состоится?

Перспективы радужные

Вторая часть вопроса об акционировании – это возможность привлечения инвестиций. Не секрет, что электротехническое оборудование сегодня и физически, и морально изношено более чем на 60 процентов. А некоторые кабельные сети – почти на 80-90 процентов. Собственно говоря, их и эксплуатировать нельзя, но они в работе. И их эксплуатируют. И, по большому счету, не за что их ремонтировать.

От повышения тарифа «Ставрополькоммунэлектро» достается всего 0,1 процента. Понятно, что на эти крохи сети не отремонтировать, не то что новое оборудование купить. Заложить оборудование в банк для получения кредита на покупку технологического оборудования тоже нельзя. Федеральные законы не позволяют закладывать государственное имущество в залог. Муниципальное имущество тоже. Так что если муниципалы «разорвут» ГУП на части, они тоже не смогут заложить имущество в банк и купить новое оборудование взамен.

А вот акционерное имущество закладывать можно. Именно таким путем пошли кисловодчане. Им уже удалось привлечь инвестиции на покупку когенерационной станции. В нынешнем году начнется ее монтаж.

Есть такая задумка и в ГУПе. Почему остановились именно на когенерационной установке (ее планируют смонтировать в Минводах), нужно объяснять. Это установки двойного назначения. Одновременно они вырабатывают и электроэнергию, и теплоэнергию с высоким коэффициентом полезного действия.

- Смонтировав их в своих сетях, - говорит Виктор Кульбицкий, - мы сможем отпускать электроэнергию по себестоимости. Если сегодня мы покупаем электроэнергию по 63 копейки, то себестоимость киловатт-часа на когенерационной станции – 38 копеек в период кредита и 20 копеек, когда оборудование уже окупится. А оно окупается через пять лет.

То есть уже через год развития малых генераций можно будет влиять на тарифную политику. А значит, снижать цены не только на электроэнергию, но и на тепло, и на воду. Согласитесь, достойная цель, которая может стать одним из приоритетных направлений развития экономики края и составляющей его экономической безопасности.

Желающие вложить 10 миллионов евро в развитие коммунальной энергетики Ставрополья на таких условиях есть. С одной из немецких фирм «Ставрополькоммунэлектро» уже подписало протокол о намерениях. На когенерацию, надо подчеркнуть, переходит весь мир.

- А мы, как с брички упали в 91-м году, так и сидим возле этого столбика «1991». А все остальные уже в 2005-м живут, - констатировал Виктор Кульбицкий.

Причины непринятия решения ГДСК непонятны не только руководству «Ставрополькоммунэлектро», но и журналистам, участвовавшим в работе пресс-клуба «Ставропольской правды».

Если следовать логике одного из руководителей местной администрации, сказавшего, что, поставив 15 столбов, он выйдет на ФОРЭМ, то это даже не смешно. Только на получение лицензии уйдет не меньше года. А свет нужен, увы, каждый день. И кто возьмет на себя ответственность, когда полкрая его лишится? Ответа на этот вопрос нет.

Цена вопроса

А сколько нужно времени на акционирование? Пакет документов, говорит генеральный директор «Ставрополькоммунэлектро», уже год как готов. Он лежит. Если будет решение Думы, то в течение недели губернатор подпишет распоряжение. «И мы уже акционеры».

Цена вопроса – ровно неделя. А их прошло уже больше пятидесяти.

Что победит в конечном итоге: амбиции или экономическая целесообразность? Право слово, не знаю. Но затягивание решения вопроса, по меньшей мере, труднообъяснимо и ничем не оправдано.