00:00, 4 марта 2005 года

Вот так и страну раздробили

При том, что исполнительная власть просила законодательную как раз об обратном – согласовать приватизацию трех коммунальных гигантов как можно скорее. Что насторожило депутатов? Сегодня на эту тему мы беседуем с первым заместителем министра имущественных отношений Ставропольского края В. АНТОНЕНКО.

- Владимир Иванович, почему правительство торопится с акционированием ГУПов?

- Дело в том, что сохранить ГУПы невозможно. В соответствии с новым российским законодательством о местном самоуправлении до 1 ноября 2005 года правительство края обязано принять решение о передаче имущества из краевой собственности в иную, если оно не относится к нашим полномочиям. Это, в частности, касается электро-, тепло- и водоснабжения населения. Таким образом, имущество трех коммунальных гигантов нужно раздробить и передать муниципалам. Вот так уже и страну раздробили…

На Ставрополье, считаю, сформировалась отлаженная система управления жилищно-коммунальным хозяйством, позволившая объединить в комплекс некогда разрозненное имущество и сохранить его целостность, обеспечить развитие, а также распределить затраты внутри каждого гиганта – за счет дифференциации стоимости услуг в различных районах и при государственном регулировании тарифов. Это положительно сказывается на тарифах, в крае они растут чуть медленнее, чем в среднем по России. Кроме того, гигантам не страшна угроза банкротства, поскольку стоимость их имущества намного превышает периодически возникающую кредиторскую задолженность.

Поэтому был выбран альтернативный путь, который позволит сохранить имущественную целостность предприятий, – их акционирование. Кстати, сама идея не вызывает возражений, споры возникли вокруг способов достижения цели.

- Какой же будет схема действий?

- Намечены два этапа. На первом унитарные предприятия предлагается преобразовать в открытые акционерные общества со стопроцентным краевым госкапиталом. На втором этапе планируется либо создать филиалы краевых АО, причем не на пустом месте, а на имуществе предприятий, находящихся в районах, либо передать часть акций каждому муниципалитету – пропорционально стоимости имущества или объемам предоставляемых услуг.

Уйдя от морально устаревшей организационно-правовой формы, каковой сегодня является ГУП, мы создадим условия для привлечения инвестиций, в которых сфера коммунального обслуживания ой как нуждается.

- Чем правительству нравится путь акционирования, понятно. А чем не «угодила» раздача по муниципальным уровням собственности?

- В первую очередь, мы сильно сомневаемся в том, что все поселения готовы к такой работе - эксплуатировать имущество, получая прибыль или хотя бы не допуская убытков. Не хочу никого пугать, но если убытки превысят стоимость имущества – всё, прямая дорога в банкроты. В качестве примера, подтверждающего эти опасения, могу привести следующий факт. Совсем недавно, в конце прошлого года, в государственную собственность края – по просьбе главы Георгиевска – была принята местная «Горэлектросеть». Разумеется, со всеми долгами, а это 25 млн. рублей. Теперь край будет спасать город от возможных перебоев в электроснабжении и гасить огромные долги, которые наработало муниципальное предприятие.

И еще один немаловажный момент. Не секрет, техническое состояние коммунальных предприятий довольно тяжелое. Износ сетей доходит до 80%, а местные власти не располагают необходимыми средствами для решения проблем.

Наиболее сложный и спорный вопрос – тарифы. Они сегодня установлены для юридического лица, но не для отдельно взятой территории. И если, скажем, для структур на местах «Крайтеплоэнерго» еще как-то можно определить тарифы по источникам услуг, то для «Крайводоканала» это невозможно, поскольку его групповые водопроводы обслуживают сразу по нескольку районов, а некоторые и вовсе выходят за пределы края. Кроме того, создание в каждом районе самостоятельных юридических лиц приведет к удорожанию услуг за счет возникновения НДС при их перепродаже.

И еще одна проблема. Она касается «Ставрополькоммун-электро». С 1 апреля 2006 года в стране запрещается совмещать передачу электроэнергии с ее производством и куплей-продажей. Если пойти по «муниципальному» пути, рано или поздно придется расчленять имущественный комплекс муниципальной энергетики…

- Один из веских аргументов противников «коммунальной» приватизации – цены на услуги частных компаний будут непредсказуемы. Тут необходима ясность – кто их будет устанавливать?

- Подчеркиваю, речь идет не о частных компаниях. Мы предлагаем создать акционерные общества со 100-процентным участием государства. Управление ими - целиком и полностью прерогатива правительства края, которое будет оказывать определенное содействие в регулировании тарифов в лице своих структур - комитета по ценам и региональной энергетической комиссии. Никто не отрицает, что рост тарифов будет, – ни краевая власть, ни федеральная. Но при наличии у правительства края контрольного пакета есть возможность активно влиять на единую тарифную политику.

- И все-таки депутатский корпус высказывает опасения, что ГУПы смогут попасть в чужие руки…

- Если мы их сейчас раздробим, то они быстрее попадут в чужие руки: муниципалитеты на поселенческом уровне будут вынуждены искать инвесторов для подъема этой отрасли. И если правительство края, владея контрольным пакетом, сможет активно влиять на поиск инвесторов, отбирая тех, кто будет учитывать интересы края, то со стороны муниципальных органов вряд ли это будет сильно регулироваться. Я еще раз подчеркиваю, не районов, а поселений, вот в чем вся проблема. Если бы законодательством нам были созданы условия для передачи на районный уровень, то у меня было бы меньше опасений.

- Вот уже более полугода вопрос акционирования прорабатывают два краевых министерства – имущественных отношений и ЖКХ. Тем не менее некоторые утверждают, что вопрос «сырой»…

- Вопрос акционирования детально проработан. В крае есть закон, четко регламентирующий, что и как будет делаться. Поэтому опасений в акционировании я не вижу.