00:00, 2 марта 2005 года

Надо толкать паровоз экономики

Толкать паровоз экономики на инновационный путь развития - стратегическая линия мин-экономразвития края. Однако в министерстве признают, что только выставками жару в топке не добавить.

- Главная проблема в целом для России – есть предложение, но нет достаточного спроса на инновации со стороны бизнеса, - говорит первый заместитель министра экономического развития и торговли СК Виктор Миленин. – Допустим, в Южной Корее государство стимулирует внедренцев налоговыми послаблениями, поэтому там предприятия активно скупают изобретения, в том числе и в России. У нас такого экономического рычага пока нет. В Ставропольском крае принят закон об инновациях, но, к сожалению, в свое время из него был выхолощен механизм налогового стимулирования. Хотя на нынешнем салоне уже около 20% разработок представил малый бизнес.

По мнению В. Миленина, в краевой казне больше внимания уделяется социальным проблемам, нежели развитию бизнеса. Единственный прямой рычаг, связанный с привлечением капитала в сферу инноваций – это субсидирование инвестиционных проектов, на него в бюджете заложено около 200 млн. рублей. Все остальное – это государственная поддержка отраслей, которая в год «съедает» 2 млрд. бюджетных средств. «Эти деньги нельзя назвать особым стимулом к развитию - просто поддержкой, не более того», - говорит В. Миленин.

Можно сравнить цифры, приведенные выше, с общим бюджетом края – более 20 млрд. рублей. Грубо говоря, на развитие идет всего около 10%. Отсюда и то уменьшение темпов роста налогооблагаемой базы, которым обеспокоен сегодня минфин, полагает первый замминистра.

Тем не менее в крае постепенно создается база для внедренческого всплеска, а когда-нибудь он все равно будет. Все большее число ставропольских разработчиков вовлекается в инновационное соревнование, т. е. участвует в различных мероприятиях, изобретения наших ученых знают «в лицо» в других регионах страны и даже за рубежом. К примеру, именно в нашем крае одно небольшое предприятие разработало и уже выпускает в малых количествах бортовой компьютер для отечественных легковых автомобилей – автопилот. Разработкой были потрясены представители отечественного автомобилестроения, на салоне давка вокруг стенда была колоссальной, но взять и внедрить у себя так никто и не рискнул…

В общем, в минэкономразвития края полагают, что предложений на краевом рынке уже достаточно - в области связи, электроники, легкой промышленности, металлообработки, биотехнологий и даже сельского хозяйства. В нынешнем году министерство будет предлагать правительству и Госдуме края изменения в ставропольском законодательстве для стимулирования местного производителя – чтобы ему было выгодно внедрять новые разработки и выходить на внешнеэкономические рубежи.

P. S. Кстати, как мы уже сообщали, в конкурсе «Пресса об инновациях», который прошел в рамках салона, бронзовым призером стал редактор отдела экономики «Ставропольской правды» Андрей Володченко. Его статья «Паровоз по имени «Монокристалл», повествующая о судьбе ключевого завода концерна «Энергомера», была признана «лучшей публикацией об истории успеха в сфере инновационной деятельности в 2004 году».