00:00, 26 февраля 2005 года

Плохой хозяин должен уйти

Убыточность прcофсоюзных здравниц стала главной темой на совещании о развитии туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа, которое провел в Краснодаре представитель президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак. В революционной резолюции совещания нашли отражение и предложения Ставрополья, представленного самой многочисленной делегацией.

Проблемы отрасли, кажется, переполнили чашу терпения высоких чиновников. Д. Козак, в частности, открыто заявил, что знает о «массе фактов, когда незаконно предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства в местах, предназначенных для массового отдыха людей». Отпугивают бизнес и чисто бюрократические препоны. Было даже проведено специальное исследование: органы госвласти сами пытались пройти по цепочке всех согласований и выяснили, что для получения земельного участка без «связей» потребуется до трех (!) лет. Причем за это время он становится золотым, поскольку за каждое «добро» нужно платить в конкретный карман. «Это в наших-то условиях, когда задача номер один – создать рабочие места, получить дополнительные доходы в бюджет, - сказал Д. Козак. – Поэтому необходимо сделать все для того, чтобы максимально упростить эту процедуру. Бизнес должен понимать, по каким правилам мы работаем».

Впрочем, и бизнес не всегда адекватно реагирует на запросы общества. Взять, например, гостиничный рынок. В столицах и туристических центрах, как правило, строится нечто очень дорогое и широкому потребителю недоступное. Как заметил первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Ставропольского края Валерий Гаевский, «создается впечатление, что инвесторы, строящие «пять звезд», ожидают в России какого-то слета миллионеров, в то время как западная практика показывает, что крупнейшие гостиничные сети вовсе не делают ставку на VIP-клиентов». Именно поэтому процветают частники, сдающие квартиры внаем, и одно в них точно плохо – они не платят налоги.

По мнению В. Гаевского, бюджетные деньги сегодня нужно направлять на разработку стратегии развития санаторно-курортных зон, для чего привлечь серьезные консалтинговые фирмы (минэкономразвития края уже ведет переговоры с McKinsy&Company), а также на развитие инфраструктуры, куда инвестор просто так не придет – это дороги, ЖКХ, парки, бюветы и так далее. Об этом же, кстати, говорил и Д. Козак – о создании условий.

По официальной статистике, потенциал индустрии отдыха и лечения используется лишь на 20%. Вину за это участники совещания возложили в том числе на Федерацию независимых профсоюзов (ее называли «неэффективным собственником»), которая на Юге России еще с советских времен владеет десятками санаториев. «Заезжать туда не очень хочется, потому что все это напоминает такой советский-советский глубокий Союз – эти шторочки, это качество условий», - брезгливо заметил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Между тем только на Кавминводах 118 здравниц и десятки неэффективных собственников. В. Гаевский дипломатично заметил, что с ними «необходимо определиться» и что «повышение темпов приватизации в отрасли – задача первостепенной важности и срочности».

Виталий Михайленко, первый заместитель председателя правительства края и руководитель администрации Кавказских Минеральных Вод, привел красноречивые цифры: на КМВ 29 питьевых бюветов и галерей, из них 21 принадлежит Федерации независимых профсоюзов России, а остальные 8 недавно были переданы на баланс Федерального медицинского центра Минимущества РФ. Все они требуют капитального ремонта. В таком же состоянии и пять уникальных грязелечебниц. Чтобы привести их в порядок, необходимо более 150 млн. рублей. У собственников таких денег нет, да и заинтересованности, похоже, тоже…

И еще вопрос, устроит ли их тот выход, который предложил В. Михайленко, – передать питьевые бюветы и грязелечебницы акционерному обществу «Кавминкурортресурсы», т. е. основному поставщику минеральных вод и лечебной грязи для наших здравниц (49% его акций принадлежит ФНПР, а контрольный пакет – у государства). Государству же В. Михайленко предложил профинансировать капремонт через федеральную программу, заметив, что, «не решив эту проблему, мы можем потерять федеральную курортную жемчужину».

Глава Кисловодска Сергей Демиденко, выступивший от имени всех глав наших курортных городов, сообщил, что в городе, где 43 здравницы, санаторный комплекс приносит в муниципальный бюджет всего лишь 18% доходов… Основная причина – большие налоговые послабления, которые предоставляются профсоюзным объектам, а таких в Кисловодске больше, чем во всех городах КМВ, вместе взятых.

- Кроме этой проблемы, есть и случаи, когда профсоюзы продают свой санаторий, но так хитро, что не ясно – кому, как и для чего, - сказал С. Демиденко. - Я четыре года работаю главой и никак не могу попасть со своими бедами к Михаилу Шмакову. Он меня не принимает, более того, он даже не отвечает ни на какие письма. Профсоюзы самоустранились от жизни города и городского хозяйства.

Председатель ФНПР М. Шмаков на совещании не присутствовал, и оправдываться пришлось его заместителю В. Гончарову, который говорил о сохранении социальных здравниц, о том, что «180 тысяч льготников будут оздоровлены в нашей системе». Однако собравшихся он этим не успокоил. Руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский был категоричен. Его выступление, по сути, сводилось к тому, что, сохраняя налоговые льготы для плохих хозяев, «мы делаем из Кавминвод федеральную больницу, а не место отдыха - все больше граждан едут в Баден-Баден и Карловы Вары, поскольку знают, что на Кавминводах хорошие грязи и вода, но сервис… низкий». Конкуренции-то нет.

В итоге Д. Козак поручил провести инвентаризацию всех профсоюзных объектов, после чего часть из них будет передана в частные руки, т. е. продана эффективным собственникам. За профсоюзами останутся те санатории, содержание которых они «потянут», при этом все существующие сегодня налоговые послабления будут отменены. Инвентаризации подвергнется также земля.

Д. Козак предложил делегировать полномочия по инвентаризации земель органам местного самоуправления, как самому заинтересованному звену, которое получает 100% земельного налога.