00:00, 22 февраля 2005 года

Погоны как крест

- Служба в армии для женщины – не просто профессия, - заметила старший прапорщик Ирина Попова. - Это судьба, которую выбираешь единожды и на всю жизнь. Привилегия носить погоны заставляет кочевать по географическим точкам страны и мира, диктует образ жизни, круг общения, интересы. И даже внешне женщины-военные отличаются. Присмотритесь, насколько у них особенный взгляд: сильный, жесткий, внимательный…

В армейское сообщество, как это часто случается, Ирину привело замужество. Брак с военным перевернул всю жизнь: сначала пришлось покинуть родную Сибирь и отправиться в путешествие по южным рубежам Советского Союза, а затем и переквалифицироваться из экономиста в военнослужащую. Сейчас Ирина - старший техник отдела кадров Северо-Кавказского пограничного управления ФСБ России.

- Жена военного, даже если сама не служит, уже несет на себе погоны как крест, – говорит она. - Потому что слишком сильно отличается наша жизнь от гражданской. А на службу в армию я пришла не столько по призванию, сколько из необходимости. Жили мы тогда в Туркмении. С развалом Союза республика во всех сферах стала переходить на свой национальный язык. Работать было невозможно, и я пошла в армию. Кстати, семейную традицию продолжили наши сыновья. Старший, Александр, – лейтенант пограничных войск, служит в Армении, а младший, Константин, курсант пограничного института ФСБ России в Калининграде.

- Это было их самостоятельное решение – продолжить династию военных или все-таки ваша подсказка?

- Конечно, дети решили стать военными не без нашего участия. Но на их выбор, скорее, повлияла та среда, в которой они воспитывались. Причем это характерно для многих ребятишек из семей военных. Хоть кочевать нам довелось и немного (Киргизия, Москва, Средне-Азиатский пограничный округ, в 1996 году переехали в Ставрополь), но дети просто не знают другой, гражданской жизни. Кстати, может быть, именно поэтому у военных так ценится дружба и друзья часто становятся ближе родственников. Ведь у нас иной склад мышления, иные отношения. Люди в погонах всегда поймут друг друга, а вот гражданский и военный - нет. Пограничные войска тесные. Так или иначе, но пути пересекаются, и дружба сохраняется долгие годы.

- Наверное, раньше семье военных жилось все-таки легче, чем сегодня?

- Было не то чтобы легче, а спокойнее. Потому что решалась главная проблема, которая так беспокоит сегодня, – жилищная. Пусть уголочек или койка в общежитии, но жилье предоставлялось всегда. В крайнем случае, его можно было снимать, и эти траты возмещались государством. Молодой семье было проще.

- Ирина Анатольевна, День защитника Отечества считаете своим профессиональным праздником?

- Если говорить именно о профессиональном празднике, то, скорее, для меня ближе 28 мая – День пограничника. А 23 февраля отмечаем, как каждая семья. Накрываю своим мужчинам стол, дарю подарки. Праздник ценю за то, что он дает шанс каждому уделить внимание, особенно сыновьям, чего часто не удается сделать в будни. Потому что женщина в погонах – она хоть и защитница, но прежде всего мать.