00:00, 19 февраля 2005 года

Складывать, чтобы приумножать

Где деньги, Зин …

Есть хорошая русская пословица: «Неправда – что дуга: концы в воду – середина наружу, середина в воде - концы наружу». Вот про эти самые концы, которые по естественным физическим законам кое-кому никак не удается опустить в воду, и поговорим. Начнем с главного, с категоричного заявления авторов статьи «Единая Россия» на Ставрополье» о том, что в крае « … сложившаяся за последнее время ситуация говорит о системном кризисе не только в области промышленного и сельскохозяйственного производства, но и в области административного управления» («Партия «Единая Россия на Ставрополье», «СП», 26.01.05).

Неблагодарное это дело доказывать, что белый слон по определению черным быть не может, если только... кому-то зачем-то не пришло в голову его покрасить. Кому и зачем – вопрос особый. А вот по поводу самого явления политического дальтонизма, когда желаемое с легкостью трансформируется в очевидное, есть смысл поразмышлять. Для начала обратимся к другой цитате. «Итоги социально-экономического развития Ставропольского края в январе-декабре 2004 года свидетельствуют о продолжающемся наращивании темпов экономического развития края. По сравнению с предыдущим годом увеличились объемы производства продукции в промышленном и сельском хозяйстве, больше оказано платных услуг населению. Возросли грузо- и пассажиро-оборот предприятий транспорта, оборот розничной торговли и общественного питания, реальные денежные доходы населения и заработная плата» («Экономика Ставропольского края за 2004 год», «СП» 3.02.05).

Похоже, выводы ЦИК партии «Единая Россия» (авторов тезиса о критическом положении в крае, который вроде как живет исключительно «подачками» из центра) в корне разошлись с мнением представителей самой федеральной власти. Ведь цитата взята из материалов федеральной службы государственной статистики. Иными словами, федеральный центр о системном кризисе в Ставропольском крае и не догадывается. Вот уж поистине - как себя не поведешь, а от напраслины не уйдешь.

Статистические данные (особо подчеркиваем, не с неба взятые, а утвержденные органами госстатистики) свидетельствуют, что край наш отнюдь не беднеет. За последние годы рост объемов производства в экономике практически по всем основным позициям превышает уровень по стране. Прирост продукции промышленности - 61,9% против 45,8% в Российской Федерации. Темп прироста инвестиций в основной капитал выше среднего по России на 13,6%. А оборот розничной торговли и реальные денежные доходы населения превышают показатели РФ на 14,8 и 4 % соответственно.

Здесь нелишне напомнить: все три последних года у нас отмечается устойчивый рост объемов валового производства сельскохозяйственной продукции. Как известно, Ставрополье входит в тройку лидеров России по производству зерна, что создает предпосылки для оживления животноводческой отрасли. Динамично развивающаяся экономика края обеспечивает расширение налоговой базы. За последние 4 года обеспечен троекратный рост объемов собираемых налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета; их объем возрос с 5,4 млрд. рублей в 2000 году до 14,8 млрд. в 2004-м.

Все эти цифры приводятся для доказательства одной мысли: где взять деньги, краевая власть знает хорошо. Скрупулезно планируя свою работу (ежегодные планы первоочередных действий губернатора), надеется прежде всего на собственные силы, а не на подачки из Москвы. Скажем, для увеличения доходной базы бюджета в 2005 году уже готовы к реализации несколько особо значимых проектов в нефтехимической, стекольной и пищевой промышленности. Подписано соглашение между Ставропольским краем и ЗАО «Лукойл – Нефтехим» о строительстве в Буденновске завода по производству пропилена мощностью 100 тыс. тонн в год. Планируется строительство четвертой очереди Новоалександровского стеклотарного завода в Красногвардейском районе, а также налаживание производства кирпича в Минераловодском и Грачевском районах. На ОАО «Арнест» намечены монтаж технологической линии по производству аэрозольных баллонов, сдача в эксплуатацию завода по розливу соков и минеральной воды «Рокадовская». Другой вопрос, что между расширением производства, а соответственно налоговой базы края и улучшением жизни людей зависимость не прямо пропорциональная, как нас учили в школе, а куда более сложная.

Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать

Чтобы что-то продать, нужно вначале что-то купить. Перефразировав афоризм прижимистого кота Матроскина из известного мультика, получим стратегически важный посыл. Чтобы что-то получить, вначале нужно что-то отдать. На таком принципе держится вся наша система финансовых взаимоотношений между центром и регионами. Упрощенно - край отдает большую часть полученных от производства налогов в федеральный бюджет, и только потом деньги на жизненно необходимые нужды возвращаются на места в виде трансфертов. При этом количество средств, которые выделяет Москва, далеко не всегда пропорционально размерам финансовых поступлений. Эта система существует давно и, конечно же, хорошо знакома членам «Единой России». Трудно судить, какими выкладками пользовались ее авторы (к сожалению, так и не обозначенные поименно), когда называли Ставрополье самым мощным истребителем федерального бюджета. Данные министерства финансов Ставропольского края свидетельствуют об ином положении вещей.

Как хорошо известно оппонентам, изменение налогового законодательства (в условиях налоговой реформы) в последние годы привело к общему в масштабах страны снижению финансовых поступлений в субъекты России. С другой стороны, за счет отмены региональных и местных налогов и сборов, передачи их на федеральный уровень казна на местах здорово оскудела. Напомним для порядка: с января 2001 года были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налог на приобретение автотранспортных средств. Регионы лишились 15% отчислений от налога на добавленную стоимость (он стал в полном объеме зачисляться в федеральный бюджет). Выпадающие доходы консолидированного бюджета Ставропольского края в 2001 году за счет этих изменений составили 1120 млн.рублей, в то время как трансферт вырос лишь на 415 млн.рублей.

В 2002 году потери бюджета Ставропольского края в связи с изменением общего размера ставки по налогу на прибыль с 35% до 24% и отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы составили порядка 1156 млн.рублей. В 2003 году были отменены налоги на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств и налог на покупку иностранных денежных знаков. Потери обошлись краю в 1100 млн.рублей; при этом дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности увеличились лишь на 349 млн. рублей. В 2004 году только отмена налога с продаж повлекла за собой сокращение доходов консолидированного бюджета края в сумме 711,9 млн. рублей, тогда как сумма трансферта из федерального бюджета возросла лишь на 323 млн.рублей.

Ничуть не лучше ситуация складывается и в этом финансовом году. Передача на федеральный уровень водного налога, полуторапроцентной ставки по налогу на прибыль и значительное увеличение норматива отчислений налога на добычу полезных ископаемых (нефти) в федеральный бюджет повлекли за собой снижение налогового потенциала на 1379 млн. рублей.

Все эти изменения приняты федеральным органом государственной власти и обязательны для исполнения. Что край дисциплинированно и делает. Но даже в этих непростых условиях действующая власть добилась того, что за последние пять лет объем собственных доходов консолидированного бюджета Ставрополья возрос втрое. И это, в противовес констатирующему выводу статьи единороссов означает, что краевая власть вполне в состоянии «выполнять свои обязательства перед населением за счет собственных ресурсов и средств».

По парадоксальной логике «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать» единороссы ставят губернатору «на вид» то, что «в последние годы стремительно нарастает проблема «вымывания» налоговой базы. Создаются торговые дома, регистрируемые за пределами края, лишаются прав юридического лица дочерние и зависимые организации… Можно назвать несколько самых ярких примеров: «Невинномысский Азот», ОАО «Электросвязь», структуры РАО «ЕЭС России».

Опять лукавство. Оппонентам ли не знать, что ни губернатор Черногоров, ни правительство края не имеют власти над перечисленными выше хозяйствующими субъектами. Скажем больше, и партийная власть, даже если она «правящая», в России такой силы не имеет.

Только в связи с проведенной реорганизацией территориально обособленного подразделения РАО «ЕЭС России» (ЮЖМЭС г.Железноводска) и созданием на его базе филиала ОАО «ФЭС» у края возникла задолженность в 80 млн.рублей.

Дальнейший этап преобразований в сфере электроэнергетики и в 2005 году повлечет за собой потери консолидированного бюджета по налогу на прибыль. И реализация очередного витка реформирования - реорганизация ОАО «Невинномысская ГРЭС» - непременно приведет к значительному уменьшению поступлений налога на прибыль. По этому поводу губернатор края не просто говорил, а что называется, бил во все колокола, используя трибуны от краевой до федеральной, на протяжении всего времени проведения реформы.

Назовем самые последние встречи на высшем уровне. 1 февраля А. Черногоров встречался с председателем правления РАО «ЕЭС России» А. Чубайсом. Предмет разговора - положение в краевой электроэнергетике и условия её развития. Обсуждались проблемы увеличения загрузки расположенных на Ставрополье электростанций, а также предстоящее образование генерирующих компаний, которое впрямую затрагивает интересы Ставропольского края.

А всего через два дня глава края принял участие в заседании правительства Российской Федерации, на котором обсуждался проект нового антимонопольного закона. Сразу после этого он был принят председателем правительства РФ М. Фрадковым, где наряду с другими четко обозначил те болевые точки, которые связаны с реформированием электроэнергетики, налоговых органов, ростом тарифов и долгов соседних регионов за потребленную электроэнергию.

К слову сказать, руководство края не раз взывало о помощи в решении проблем электроэнергетики к нашему земляку В. Катренко тогда, когда он был председателем профильного комитета Госдумы Российской Федерации, в недавнем прошлом председателю регионального отделения партии «Единая Россия». К сожалению, безрезультатно.

А ведь было время, когда ставропольцы-единороссы совсем по-другому относились к выбранной стратегии развития Ставрополья. Это было, когда они работали в одной команде с А. Черногоровым. Ныне житель столицы и глава ставропольских единороссов Ю. Тыртышов два года назад был министром жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры края. Тогда он хорошо видел все слабые места федеральных реформ и пагубного воздействия их на местную экономику.

В 2002 году (когда началось реформирование РАО ЕЭС) Ю. Тыртышов дальновидно предупреждал: « … Налицо опасность неуправляемого роста тарифов, в результате чего пострадают и экономика края, и особенно жители. Реформа не оставляет правительству края рычагов влияния на отрасль – и это беспокоит. Замалчивается вопрос о роли коммунальной энергетики. Вырисовывается схема (при этих словах Ю. Тыртышов вывесил на обозрение депутатов красиво расчерченный ватман), когда уже через год-два после начала реформы коммунальная энергетика будет попросту поглощена новыми сверхмощными структурами. Не придется ли нам затем в пожарном порядке решать эти проблемы?» («СГВ», 21.06.02). Позволим себе привести еще одну коротенькую выдержку из интервью двухлетней давности все с тем же Ю. Тыртышовым. «…Я – человек из команды Черногорова, и сам он постоянно подчеркивает, что все мы ответственны перед избирателями». («СГВ». 4.06.02).

Ю. Тыртышов вот уже почти два года как является заместителем руководителя федерального агентства по строительству и ЖКХ России, а недавно возглавил политсовет Ставропольского отделения «Единой России». Трудно предположить, что публикации с тотальной критикой руководства края, в том числе последняя, создаются без его участия.

Как это часто случается, с переменой географической точки базирования поменялась не только точка зрения, но и угол зрения лидера ставропольских единороссов. Некоторые подобные перемены называют высокой «политикой». Нам же ближе позиция Н. Чернышевского, который утверждал, что с переменой точки зрения, в каком бы ранге ни был человек, угол зрения меняться не должен.

Собака хорошая, но она кусается

Впрочем, всему есть свои объяснения. Похоже, единороссы уже вступили в активную «кампанию» по смене власти в регионах. И не этим ли фактом объясняются участившиеся в край визиты Ю. Тыртышова, который, отчитываясь о славных делах партии, редко упоминает о заслугах возглавляемого им в столице ведомства. А там, судя по материалам прессы, все обстоит далеко не так безоблачно, как можно предположить. Достаточно вспомнить отчеты о пятом съезде партии «Единая Россия»: «Выслушав выступление замруководителя федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрия Тыртышова, Сергей Шойгу попросил оратора не уходить с трибуны. Он напомнил ему о радостных реляциях агентства о подготовке к зиме: « а теперь мы солярку возим вертолетами в Корякский округ! Сделайте, наконец, так, чтобы как зима, так ЖКХ не спасало МЧС!» «Бьемся за реформу ЖКХ так, что ни раненых, ни погибших, а ни одной крепости не взяли, - тут Шойгу и еще кое-что вспомнил, - из-за вашего агентства офицеры десять месяцев не могли получить жилищные сертификаты» («РГ» 29.11.04). Более того, по словам Шойгу, этим самым «агентством не подготовлена программа «Жилье молодым семьям» и программа по решению проблем ветхого жилья… Ю. Тыртышов, в свою очередь, признал, что агентство за четыре года действительно практически ничего не сделало, но этому есть причины» (по интернет- материалам «Russian Philadelphia. com»).

Может, потому у Юрия Павловича и не доходят руки до строительства нового жилья взамен ветхого, что слишком часто вынужден он отвлекаться на «партийное строительство». И все это при том, что в каждом своем выступлении ставропольские единороссы заявляют, что все их действия продиктованы именно заботой о благе людей. Этим объясняют они, скажем, требование провести в крае тотальную проверку на предмет причин роста тарифов. Ну, как тут, скажите на милость, не вспомнить, что в бытность министром ЖКХ на Ставрополье именно Ю. Тыртышов первым поддержал инициативу «московских правителей, подбросивших народу идею добровольно оплачивать жилье и коммунальные услуги в полном объеме… О своем намерении он во всеуслышание заявил на планерке во вверенном ему ведомстве. Вероятно, рассчитывая на высокий порыв патриотизма среди коллег и подчиненных. Но лес рук в ответ не поднялся» («СГВ», 24.01.02). Не было «леса рук» и среди жителей края, которые очень скоро прочувствовали всю прелесть взлетевших вверх тарифов, что называется, «на собственной шкуре». Было бы неплохо, чтобы в материалах «следствия» этот факт (в интересах справедливости) был непременно обозначен.

Сегодня критиковать политику региональных властей легко и выгодно. Ответственности никакой, а авторитет заработать можно. Другой вопрос, какова цена этого авторитета. Народу, по большому счету, все равно, кто виноват в повышении платы за квартиру, воду, тепло - федералы или регионалы. И тем не менее разбираться надо. Поскольку очень легко стать добычей не очень разборчивых в средствах политиков. Хотя бы для того, чтобы не позволить им в очередной раз использовать накопившуюся в людях агрессию в своих целях.

Взять тот же закон о монетизации льгот. Жестоким катком прокатился он по стране и по каждому из россиян в отдельности. В разных публикациях единороссы называют его правильным и даже хорошим, только, дескать, региональные лидеры его неправильно воплощают в жизнь. Хороший-то он хороший. Для цивилизованной Европы, например. Или для Америки, где действуют десятки социальных программ в поддержку низкооплачиваемых слоев населения. Но не для России, где если и есть какое-то единство, то это единство нищеты.

Поспешность введения нового закона и ошибки, допущенные при обсуждении важного государственного документа, сегодня признаны на самом высоком уровне. Но что с того! Никто не вернет ветеранам льгот, и оплата за ЖКХ не станет меньше. Это сегодня. А вчера или, скажем так, полгода назад, когда закон принимался депутатами Государственной Думы, была живая возможность заблокировать его. Это вполне могли сделать «единороссы», которые представляют парламентское большинство. Но не сделали. Никто, подчеркнем это особенно, из ставропольских народных избранников не выступил и не заявил своей позиции по поводу издержек закона. И все-таки нашелся человек, который попытался предостеречь правительство от ошибки, чреватой социальным взрывом. Это А. Коробейников, представитель в Совете Федерации РФ правительства Ставропольского края. Подчеркнем, при этом он выступал не только от своего имени, а и от лица краевой власти. Вот несколько тезисов из выступления нашего сенатора на заседании 8 августа 2004 года.

«Руководство страны, взявшееся одновременно за несколько общенациональных реформ, рискует утратить управляемость страной. Ни одна из начатых реформ пока не доведена до логического завершения, а правительство берется за все новые и новые, демонстрируя миру одно – как не надо делать». «Обсуждаемый сегодня закон … уводит народ и серьезных политиков от действительно актуальных проблем России, в том числе от одной из важнейших – реального уничтожения бедности. Ведь что нынешние льготы, что их монетизация, простите, «кошкины слезы», которые бедных все равно оставляют бедными. Поэтому называть последствия такого закона большой социальной справедливостью - кощунство («П.Л., 1», январь, 2005 год).

Вот достойный огромного уважения политический поступок. Увы, к числу подобных трудно отнести «отчет» единороссов о собственных славных делах в статье «Единая Россия на Ставрополье». Чего стоит перечисление строительных объектов, которые якобы именно благодаря партийному статусу депутатов получены из Федерального центра. Депутатский корпус, который шел на выборы отнюдь не под партийными лозунгами, получил от своих избирателей наказ радеть о благе родного края и отстаивать его интересы независимо от их политических приоритетов. Это, во-первых. А во-вторых, если действительно всерьез задаться целью выяснить, кто же действительно добился федеральных субсидий, то пришлось бы долго перечислять и письма, ушедшие в центр от правительства края, и личные обращения, и личный вклад губернатора. Неблагородно это как-то пытаться присвоить себе общие заслуги.

Добились выделения средств из бюджета для реализации тех или иных проектов, важных для края, – вот и хорошо, поскольку выигрывают от этого прежде всего люди. В этой связи прямо-таки забавным представляется заявление «единороссов» считать строительство взлетно-посадочной полосы в Минераловодском аэропорту «партийным проектом». Субсидий для него правительство края добивается в течение целого ряда лет. Серьезный сдвиг в деле произошел в 2003 году, который связан с празднованием двухсотлетия Кавказских Минеральных Вод. Под знаком этой юбилейной даты правительству края удалось обратить внимание вообще на проблемы наших курортов. О необходимости строительства взлетно-посадочной полосы и реконструкции аэропорта губернатор края говорил непосредственно с президентом страны В. Путиным и получил полную поддержку этой инициативы.

Все, кого интересует теория марксизма-ленинизма, знают о работе В.И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Выходит, не только «в коммунизме» есть свои недуги, они дают о себе знать при любом партийном строительстве. Например, единороссы в Ставропольском крае начинают активный прием в «медвежата» детей пионерского возраста. Даже галстуки им повязывают – правда, трехцветные, а не красные. Заботятся о будущей смене. Вроде бы и хорошо, да не все хорошо. На последнее свое - то ли собрание, то ли митинг - руководство партии умудрилось снять с занятий студентов вузов, которые заполнили зал Дворца культуры и спорта. Мало того. Из Арзгирского района привезли двух девочек начальных классов, которые без пауз и без выражения «хором» прокричали накрепко вызубренный текст: «Мыхотимпопроситьпрезидентапутиначтобыоннеоставилчерногорована-третийсрок».

Не знаю, как у кого, у меня мурашки по спине забегали, когда зал взревел. Хохот, улюлюканье, аплодисменты, свист. До сих пор не пойму, что это было! Помнится, в детстве, которое прошло в Северном Казахстане, перед разного рода мероприятиями учителя давали нам разучивать «слова» для «монтажа», чтобы мы произносили заученные тексты перед взрослыми дядями и тетями на всяких ответственных совещаниях. На всю жизнь в памяти остались такие стихи: «В Жанаконусе директор - дядя Зинченко Иван, обещал построить школу, а построил балаган. И без пола, без печи – дети, знай, «рятуй!» - кричи!» Я так и не узнала, кто такой «дядя Зинченко Иван», но эта фамилия навсегда связана с явлением очень недобрым. Такова особенность детского восприятия, в котором нет места критическому осмыслению информации, исходящей от учителей или уважаемых тобою взрослых. Мой детский стишок был сравнительно безобидным. То, что пронзительно прокричали девочки с бантиками несколько дней назад, было равносильно публичной брани. Образчик грязных технологий – в действии. Круче – разве что публичное сожжение чучела Черногорова, организованное членами другой партии.

Будь я публичным политиком, имей возможность вносить коррективы в деятельность народных избранников, предложила бы раз и навсегда принять закон о гражданской ответственности за использование детей для достижения своих политических целей.

«Симптомы», которые сегодня мы наблюдаем в деятельности ставропольских единороссов, приносят все новые свидетельства о недуге, который иначе как болезнью амбиций не назовешь. Трудно представить, к каким последствиям он может привести, если не принять меры к излечению. Правда, говорят, иногда подобные хвори проходят сами. Как только политики от радения за свои частные интересы переходят к поиску решений проблем тех самых людей, от лица которых они так любят выступать. Случается такое крайне редко, но не хочется терять веру в лучшее.

Главный лозунг партии власти «Сильная Россия – единая Россия». Замечательный призыв, особенно если припомнить, сколько общественных потрясений мы уже пережили. За последние годы в крае установилась экономическая, социальная политическая стабильность. При огромном количестве проблем, которые предстоит решать и решать, это самое большое завоевание, которым стоит дорожить. Думается, не раскол и огульная критика нужны нам, чтобы идти вперед, а единство целей и избирательность в средствах. Чтобы каждый на своем рабочем месте выполнял именно свою конкретную работу. К себе, а не к другим предъявлял требования по самой высшей мере, оставляя губернатору-губернаторово, а депутатам – «депутатово». Может, и вышло бы общее дело, которое принесло бы краю и его жителям добрый результат. А пока не умеем мы складывать усилия.

Тамара ДРУЖИНИНА