00:00, 18 февраля 2005 года

Кондуктор, не спеши...

А что сегодня? До 1 марта транспортные льготы сохранены. Как известно, в дальнейшем в крае планируется увеличить размер транспортной компенсации до 250 рублей. Но дело не только в выплате тех или иных сумм. Взять тот же город химиков: здесь, в отличие от многих других территорий, еще сохранилось муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП). Но положение его аховое. Сами транспортники признают, что им выгодно, когда все пассажиры платят «живым» рублем. Так что же, если все будут дисциплинированно выкладывать деньги, проблема разрешится?

Не все так просто. Если и выйдет автопредприятие из кризиса, то очень и очень нескоро. Оно работает в убыток. Только в прошлом году сумма дотаций ему составила 22 миллиона рублей. Сюда входят и затраты на приобретение девяти новых автобусов, горючего, запасных частей... А цены на все растут. За пазик теперь нужно выложить миллион рублей, колесо стоит – пять тысяч, лобовое стекло - шесть. Не знают удержу и цены на бензин. Потому тарифы за проезд регулярно повышаются. Тем не менее в Невинке они - одни из самых низких в крае. Даже после недавнего подорожания поездка в городском «Икарусе» или ЛиАЗе обойдется в четыре рубля, в маршрутке - в семь. А реальная стоимость проезда в том же автобусе перевалила за шесть рублей. В этом году дотации, позволяющие сохранить нынешние цены на поездки в муниципальном транспорте, составят более семи миллионов рублей. Кстати, долги бюджетов разных уровней за проезд льготников достигают почти пяти миллионов рублей. Тянутся они еще с 2001-2002 годов. И еще одно обстоятельство: сегодня большинство автобусов и маршруток ПАТП можно смело сдавать в утиль.

Кроме него, еще пять частных транспортных фирм выпускают ежедневно в рейс 150 маршруток. Так, может, и не стоит горевать о бедственном положении муниципального автопредприятия? Ведь частник расторопен и довезет куда надо, только плати. Но, во-первых, платить частнику надо семь рублей, а не четыре, а во-вторых, подвоз тысяч людей на крупнейшие предприятия («Азот», ГРЭС) никакие маршрутки не обеспечат - только автобусы большой вместимости. К тому же городские проблемы бизнесменам не интересны, их беспокоит лишь собственный карман. Недавно маршруточники настаивали на повышении цены за проезд в Газелях до 10 рублей. И сами же одумались. Поняли, что себе дороже будет: клиент станет мерзнуть на остановках, но упорно ждать муниципальные «Икарусы». Ну а если бы последних не было?

В общем, вывод пока можно сделать один - оптимальное решение транспортной проблемы в городе химиков не просматривается. Монетизация транспортной льготы позволит тому же ПАТП вздохнуть посвободнее, но автоматически муниципальный автотранспорт она не спасет. А тут еще такая проблема добавилась. Водители ПАТП не желают работать за маленькую зарплату, увольняются.

Даже предполагаемая 250-рублевая транспортная компенсация многих не устраивает. Не будем забывать к тому же, что 122-й закон, как известно, предусматривает монетизацию льгот и в здравоохранении, и при оплате услуг связи.

- Наша позиция прежняя, - говорит лидер невинномысского отделения межрегионального объединения пенсионеров-северян «Север» Николай Бочарников. - Мы - за отмену пресловутого закона о монетизации льгот. Любые деньги съест инфляция, ведь дорожает все и везде...

Вторит ему и член горкома КПРФ Василий Рябчук. В беседе с корреспондентом «СП» он заявил, что коммунисты Невинномысска готовы выступать в акциях гражданского неповиновения совместно с любыми политическими силами. Причем сегодня во главу угла те же коммунисты ставят уже звучавшие ранее политические требования.

Сейчас активисты политических партий и общественных организаций готовятся к проведению очередного, уже санкционированного митинга. Решимость им придают все новые неувязки, возникающие при реализации упомянутого закона. Так, в городе пока в наличии лишь 160 наименований лекарств, положенных льготникам, тогда как федеральный список насчитывает более тысячи названий. Как и в других городах, теперь врачи не обследуют пациентов, а по полчаса выписывают льготные рецепты. К тому же специалисты горздрава уже заявили, что в федеральном списке нет многих жизненно важных лекарств, необходимых, к примеру, для лечения сердечных болезней...