00:00, 9 февраля 2005 года

Дотянулся до неба

В доках огромного ангара – прибывшие на капремонт авиалайнеры. Лишенный крыльев, шасси и части стабилизатора, отмытый и отдраенный до исконного сизо-зеленоватого цвета дюралюминия Ту-154 снаружи все-таки напоминает самолет. Но загляните внутрь - и вздох разочарования вам вряд ли удастся сдержать: пустой облезлый тоннель с дырками вместо иллюминаторов.

- Похоже на сарай, да? – считывает мои мысли Николай Щабельский.

Впрочем, в этой «Тушке» уже теплится жизнь: здесь начались монтажные работы.

- А вот и моя работа, - Николай Николаевич показывает сквозь прорезь в полу тросики, которые тянутся от кабины пилотов к двигателям.

Все просто: слесарь-испытатель Щабельский отвечает за то, чтобы эти тросики были правильно установлены и отрегулированы. Просто, если не вдумываться, что от точности регулировок зависит управляемость самолетом, а значит, и безопасность летчиков, которые будут его испытывать. Все просто, если не забыть, что Николай Щабельский вот уже четвертое десятилетие работает в режиме «без права на ошибку»...

На площадке заводского музея под открытым небом стоят почти все самолеты и вертолеты, которые когда-либо возвращали в небо труженики Минераловодского авиаремонтного завода. Ли-2 и Як-40 – самые родные для Щабельского. Не упомнить, сколько этих неприхотливых тружеников неба он разобрал и собрал заново! А вот Ту-154 в музее пока нет, хотя с 1979 года судьба завода, а значит, и судьба Щабельского целиком связана с основным российским пассажирским авиалайнером.

Это был настоящий прорыв, вспоминает Николай Николаевич. Вначале построили грандиозный ангар. Затем коренным образом переоборудовали цеха, переучили сотни работников. Шутка ли, разобрать до последнего болта самый современный по тем временам гражданский самолет, протестировать каждый узел, каждую деталь, устранить малейшие дефекты, а затем заново, фактически с нуля, собрать сложнейшую машину. Даже сегодня во всей России с такой задачей справляются только три завода: в Москве, в Самаре и в Минеральных Водах. Причем минераловодцы нисколько не уступают авиаремонтникам из столицы. А потому здесь ремонтируют свои лайнеры не только «Кавминводыавиа», но и «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», другие авиакомпании, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья.

Про Щабельского говорят: его ночью разбуди, глаза завяжи – свою работу выполнит безупречно. И хотя уже три месяца как Николай Николаевич пенсионер, такими кадрами на заводе дорожат. Да и сам Щабельский уходить на заслуженный не собирается: ведь завод – это даже не вторая, а его первая жизнь. В соседнем цехе работает комплектовщицей жена Любовь Николаевна, а по другую сторону взлетно-посадочной полосы аэропорта – сын Андрей. Он осуществил юношескую мечту бати: стал авиационным инженером и сейчас летает по стране и за границу, обслуживает Ту-204 - новейшие лайнеры ФГУАП «Кавминводыавиа».