00:00, 1 февраля 2005 года

Армейское гетто

И ни туды, и ни сюды

Это, помните, из старой песенки о том, что «без воды и ни туды, и ни сюды». Именно в таком положении оказались люди. Ни тебе ребенка искупать, ни умыться, ни посуду помыть. Впрочем, первые два дня особо никто не беспокоился: за последние годы ставропольчане привыкли ко всякого рода отключениям. Тем более что в одном из домов (Пирогова, 64/2) горячая вода вдруг появилась. Гроздья народного гнева стали зреть чуть позже, когда стала ясна и причина отключения - долги за горячую воду домоуправления «Теплосеть» и то, что оно всерьез и надолго.

Долги наши тяжкие

Итак, давайте разберемся, кто, кому и за что должен. Из 32 зданий, подача горячей воды в которые ограничена, два административных. Это стадион «Динамо», задолжавший 500 тысяч рублей, и краевая типография, которая недоплатила 200 тысяч. В ряду с ними – общежитие воинской части, семь кооперативов и товариществ собственников жилья. Десять домов принадлежат ДУ-2 Ставропольской КЭЧ и восемь – ДУ-5 КЭЧ Тбилисского района.

Основные долги – за «военными» домоуправлениями. Причем, структура долгов разная. Если в ДУ-2 большую часть недоплатило население, то в ДУ-5 основная часть приходится на армейский бюджет.

С каждым днем накал страстей вокруг «теплового ограничения» становился все круче. Возмущенные люди, которые регулярно и своевременно делали платежи, атаковали домоуправления и «Теплосеть», где порой не в самых парламентских выражениях сообщали, что они думают обо всем этом вообще и о руководителях этих организаций в частности.

Администрация «Теплосети» подготовила для СМИ обращение к жителям краевого центра. В нем, в частности, говорится, что «жесткие требования поставщиков газа и электроэнергии диктуют сегодня правила теплоснабжения - при наличии задолженности вводится ограничение поставки газа и теплоэнергии… В январе 2005 года «Теплосеть» ввело ограничение по поставке теплоэнергии ряду злостных неплательщиков… На момент ограничения долги ГУП ДУ-2 Ставропольской КЭЧ района и ДУ-5 КЭЧ Тбилрайона составили 7,5 млн. рублей. Долг ТСЖ и ЖСК – 3,1 млн. руб.

Учитывая социальную значимость услуги по теплоснабжению, которая состоит из поставки тепла на нужды отопления и горячего водоснабжения, ограничение выражено в прекращении подачи тепла злостным неплательщикам только на подогрев воды».

Скажем, наверное, спасибо «Теплосети», потому что вариант мог быть более жестким. По словам директора МУП Андрея Скоморохова, всем жителям за весь период отсутствия горячей воды будет произведен перерасчет («отключенным», правда, от этого не легче). Он утверждает, что практика ограничения подачи тепловой энергии проводится сегодня не только в Ставрополе. В Краснодаре, например, ограничения горячего водоснабжения проводятся злостным неплательщикам ежегодно, а с этого года начались ограничения и в отоплении.

Утешение, прямо скажем, достаточно слабое. Но и Скоморохова понять можно. МУП должно за потребленные в декабре электричество и газ около 45,5 миллиона рублей. А «Теплосети» задолжали около 100 миллионов (66 из них – министерство ЖКХ, строительства и архитектуры). Как выкручиваться при таком раскладе в условиях рыночной экономики? А никак. Но и в долг больше отпускать тепло предприятие не может. Иначе будет поставлено под угрозу теплоснабжение не только уже «ограниченных» домов, но и всего города, говорит директор МУП. Его администрация в этой ситуации может только обратиться к горожанам с просьбой: срочно оплатить долги. Впрочем, власти города и Промышленного района, по словам Скоморохова, «не приветствуют мои действия». Но он стоит на своем. Довели. Особенно военные КЭЧ и домоуправления.

Из истории вопроса

МУП «Теплосеть» не голословно называет обе КЭЧ злостными неплательщиками.

В июле прошлого года арбитражный суд Ставропольского края принял решение о взыскании с ДУ-2 «основного долга за тепловую энергию, поданную в период с 1 января 2004 года по 1 мая 2004 года» в сумме 2232448 рублей 77 копеек. Аналогичное решение было принято и по ДУ-5. Разнится только сумма долга. Здесь она составляет 3455983 рубля 31 копейку. Решения вступили в законную силу, выписаны исполнительные листы. Но по ним судебными исполнителями не взыскано ни с одного домоуправления ни копейки. Не смогли или не захотели – не мой вопрос. Но факт остается фактом. Новые долги, о которых шла речь выше, вероятно (хоть решение суда предсказывать никто не возьмется), будут взысканы после третьего февраля. Именно на этот день назначено слушание новых дел о взыскании долгов с армейских домоуправлений.

Какие у сестер серьги?

Желание воздать всем сестрам по серьгам, которое в такой ситуации возникает у администрации МУП «Теплосеть», вполне понятно.

Первоначально иски адресовались и к домоуправлениям, и к обеим КЭЧ. Суд признал ответчиком только домоуправления, рассудив, что отношения между собой ДУ и КЭЧ, которые «являются подразделениями Министерства обороны без статуса юридического лица», могут выяснить между собой сами. Этот «спор не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде». По мнению заместителя военного прокурора Ставропольского гарнизона майора Александра Сианасяна, «суд признал ответчиками не тех юридических лиц». Теперь же – на февральском суде – среди ответчиков «Теплосетью» заявлены и домоуправления, и КЭЧи, и главное квартирно-эксплуатационное управление Минобороны, и само министерство. Что из этого получится, увидим позже.

Так что полку «сестер» прибыло. Вот небольшие штрихи к их портрету. Начальник ДУ-2 Галина Даллакян была и в суде первой инстанции, и подала апелляционную жалобу, то есть ей не безразлично, чем дело кончится. В апелляции она просит «взыскать сумму долга со Ставропольской КЭЧ».

Теперь о ней самой. В суде представитель части заявил: «Ставропольская КЭЧ считает, что взыскивать с нее задолженность неправомерно, поскольку у нее тоже отсутствуют для этого необходимые денежные средства» (выделено мною. – В.Л.). А отсутствие денег оба подразделения Минобороны объясняли «недофинансированием из федерального бюджета».

Эту же причину назвала корреспонденту «СП» и начальник ДУ-5 Наталья Савенко. (Ни она, ни представитель этого домоуправления в Арбитражный суд не ходили вовсе. И решение его не обжаловали). Так вот, по словам Савенко, в 2003 году КЭЧ Тбилрайона перечислила домоуправлению 227 тысяч рублей, а в прошлом – вообще ни копейки. Так что вынуждена была домоуправ крутиться – из собранных с жильцов денег примерно 20 процентов, как она утверждает, потратила на неотложные нужды – метлы, ремонт и так далее. Но, вероятно, эти деньги шли и на зарплату сотрудникам домоуправления. Ситуация, как утверждает Савенко, и ее «достала»: она сама написала заявление в прокуратуру.

Но оставим пока эту тему и обратимся к еще одной сестре, а вернее, брату – начальнику КЭЧ Тбилрайона Геннадию Камлацкому. Колоритнейшая фигура. Когда нынешний скандал с отключением уже был в разгаре, в телефонном разговоре с одним из руководителей «Теплосети» он заявил примерно следующее: «Семь миллионов, разве это деньги?». Тот только и смог сказать: «Если для вас это не деньги, то заплатите». Не заплатил.

Начальник Ставропольской КЭЧ подполковник Сергей Бушмин, напротив, о создавшейся ситуации начальство информировал. Тщательно. Все деньги, выделенные из бюджета 4-й воздушной армии, на балансе которой стоит КЭЧ, пошли на финансирование по статье «воинские учреждения», самой КЭЧ не досталось ничего.

По словам завотделом по надзору за соблюдением федерального законодательства краевой прокуратуры Нелли Капарулиной, большие неувязки и в самих армейских счетах.

Более того. Скоморохов в недавнем прошлом – сотрудник одной из правоохранительных структур, сумел дозвониться в Министерство обороны, где «конфиденциальный источник сообщил о стопроцентном исполнении бюджета, в том числе по Ставропольской и Тбилисской КЭЧ».

Чаша терпения директора «Теплосети» переполнилась, и он распорядился готовить документы в военную прокуратуру и прокуратуру Ставропольского края с просьбой возбудить уголовное дело по всем этим безобразиям.

Но прежде чем обратиться к правовым аспектам этой истории, расскажем о неправовой.

Гроздья гнева

В начале прошлой недели я была свидетелем того, как уважаемый мной боевой полковник кипел от возмущения в домоуправлении № 5. Перед работой он зашел узнать, что и как, а дома оставалась двухлетняя внучка. Еще в одной квартире лежал послеоперационный больной. В третьей были свои «погремушки». Впрочем, как и в пятой, и в сотой. Наталья Савенко уверяла, со ссылкой на городские власти, что «воду обещали в четверг включить». Тогда я ей верила, впрочем, как и рассказанной ею же истории о том, почему в доме по Пирогова, 64/2, на два дня появилась горячая вода. Мол, в этом доме живет Герой Советского Союза. Как раз в эти дни глава Ставрополя Дмитрий Кузьмин открывал памятную доску, посвященную ему. Тот возьми и пожалуйся на отсутствие горячей воды. И глава дал команду включить воду. А через два дня герой узнал, что в других домах воды нет, позвонил в администрацию и отказался от исключительных условий.

Когда я пересказала эту историю ветерану, он сказал, что никуда не звонил. И возмутился: почему спекулируют его именем? Не знаю как, но история эта известна практически жителям всех кэчевских домов. Знайте, люди, неправда это. А воду, видимо, включило само домоуправление. Как утверждает Андрей Скоморохов, включение было самовольным.

Инициативные группы по борьбе с этой бедой созданы практически во всех домах домоуправления. Люди - на пределе терпения. Понимания нет вовсе. По словам той же Савенко, в домах всего около десяти процентов задолжников. Менее организованные «тихушники», впрочем, совершали нечто противозаконное. Очень жалею, что не могу рассказать об этом подробнее. Сошлись со Скомороховым на том, что не надо: дурной пример, как известно, заразителен. Но «факты противоправных действий» имели место быть, и они гораздо серьезнее, чем самовольное включение вентилей. (А было и такое). Сгоряча директор «Теплосети» дал команду передать материалы по этим ЧП в милицию. Потом остыл.

Право на бесправие

Пока обстановка накалялась, проверкой обстоятельств ЧП занялись две прокуратуры – краевая и военная.

По словам Александра Сианосяна, из документов, которые предоставлены и изъяты, видно, что долги образовались от недоплат Министерства обороны. Направлены письма в крайпрокуратуру и прокуратуру Промышленного района с просьбой разобраться в ситуации. Доложено об этом и в вышестоящую прокуратуру – Северо-Кавказского военного округа. Уже очевидно, что жильцы оказались заложниками неплатежей военных структур. По словам Сианосяна, проверка идет очень масштабно. Для ее проведения даже привлечены дознаватели из воинских частей. Идет и проверка обоих домоуправлений, которую уже начали сотрудники территориального управления службы финансово-бюджетного надзора. Через прокуратуру округа будет организована и проверка Тбилисской КЭЧ.

Завотделом краевого совета по экономической безопасности Василий Бельченко заверил корреспондента «СП», что и губернатор, и совбез в курсе ситуации.

Весьма активную позицию занимает прокуратура Промышленного района. Но и она сделать ничего не может. По словам старшего помощника прокурора района Марины Черкасской, требования закона МУП «Теплосеть» соблюдены. Оно неоднократно предупреждало задолжников о грядущих ограничениях, условия которых оговорены в договорах между МУП и КЭЧ. К сожалению, возможности более активно повлиять на состояние дел у районной прокуратуры нет, она действует «путем переговоров и уговоров».

Отметим, что ситуация новизной не отличается. В прошлом году по подобному сценарию она развивалась в домах КЭЧ в споре с «Горводоканалом». Тогда по письму депутата городской Думы А. Колесникова армейского домоуправа Савенко приглашали в районную прокуратуру. И вот что еще выяснила Марина Черкасская. ДУ-5 самостоятельно, а не через городской расчетно-кассовый центр принимает плату за квартиру и коммунальные услуги. (Отметим, что подобная ситуация и в ДУ-2, здесь, правда, жильцы платят деньги в КЭЧ). Савенко не скрывала, что расходует деньги на содержание администрации домоуправления. То есть не по назначению. Но перейти на расчеты через ГРКЦ решительно отказалась. Черкасская тогда передала все документы и материалы в военную прокуратуру Ставропольского гарнизона и просила сообщить о результатах проверки. Ответа нет. Его судьбу и результаты проверки Александр Сианосян пообещал выяснить.

Но, как рассказал зам. военного прокурора, в прошлом году было возбуждено уголовное дело в отношении трех бухгалтеров ДУ-2, которые, используя служебное положение, похитили около 400 тысяч рублей, сданных жильцами за коммунальные услуги. Две женщины осуждены, дело третьей еще расследуется.

Впрочем, неразберихи в создавшейся ситуации хватает и без наличности. Например, мировые суды не принимают иски военной прокуратуры в отношении жильцов-должников. Требуют, чтобы их подавала КЭЧ. Ставропольская таким образом в прошлом году «отсудила» более миллиона рублей. Тбилисская, понятное дело, этим не занималась и заниматься не будет. А решать проблему надо, убеждены в военной прокуратуре.

Безвыходных ситуаций не бывает

Именно таким принципом, как учили, нужно руководствоваться всегда. Выход просматривается пока один: судиться. Причем, не очень понятно, с кем - с домоуправлением или с теплосетью. Адвокат Северо-Кавказской коллегии адвокатов Ставропольского края Дмитрий Игнатьев советует подать иск о взыскании морального и материального вреда сразу в два адреса. В нем следует указать те неудобства, которые вы испытали, отметить, что услуги вы оплачиваете своевременно и оценить свои неудобства в любую сумму. Андрей Скоморохов считает, что ответчиками все же будут домоуправления и готов отстаивать вместе с гражданами их интересы, юротдел МУП может предоставить все документы для поддержки такого иска.

Но на все это, согласитесь, нужно время. И решение суда лучше ожидать при горячей воде, чем без оной. Так считают жильцы.

Закон должен быть на стороне граждан

В этом убеждена и одна из пострадавших с улицы Пирогова Елена Л. Она, по нашим данным, пока единственная, кто подал претензию в МУП «Теплосеть». Это юридический документ, предваряющий обращение в суд.

Да, конечно, сегодня в России все отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве по снабжению ресурсами основываются на договорах. Именно поэтому предприятие, в данном случае «Теплосеть», не имеет возможности отключить конкретного неплательщика, с которым у него нет договорных отношений, а отключают своего контрагента. Но почему за долги контрагента приходится расплачиваться жителям домов - непонятно. Ведь буквально на днях на коллегии Генпрокуратуры президент Владимир Путин заявил, что в современном обществе главной фигурой должен стать гражданин. И одной из основных задач прокуроров остается защита прав людей. Но кто будет защищать их, пока будет длиться прокурорская проверка?

Пора бы и власть употребить

А что же власть? С властью в лице первого зама главы города Сергея Кобылкина и директора комитета городского хозяйства, отвечающего за вопросы ЖКХ, Константина Шишманиди нам связаться не удалось в течение почти целой недели. Правда, за это время они предприняли много серьезных усилий и по включению горячей воды, и по разрешению самого спора. Так во всяком случае утверждает директор «Теплосети». Вопросы тем не менее к власти есть.

Ведь еще три года назад ставился вопрос о передаче домов ДУ-5 «под крыло» города. Весьма логичное решение, если учесть, что Закавказского военного округа, к которому принадлежит КЭЧ Тбилисского района, уже нет (даже «остатки» - группа российских войск в Закавказье дислоцируется не в Тбилиси) и что в «военных домах» живут более половины гражданских лиц, не имеющих к армии никакого отношения. По словам Натальи Савенко, все документы на передачу были подготовлены, но... потерялись где-то в Москве. По другим данным, такая передача должна была пройти с января нынешнего года.

Замглавы администрации Промышленного района Павел Малярчук тоже в курсе всех проблем, но ничего сделать не может, потому что «это объекты не нашего, а городского ведения». Впрочем, он тоже убежден, что дома, принадлежащие военным КЭЧ, «болевые точки» на теле города.

Думается мне, что уже с марта они болеть будут еще больше. С этого дня вступает в силу новый Жилищный кодекс РФ. Он предусматривает за квартиросъемщиком или владельцем квартиры право выбора обслуживающей организации, то есть домоуправления. Уже упоминавшаяся Елена Л. сагитировала весь свой подъезд уйти из ДУ-5. Предполагаю, что желающих будет немало и в других домах. Ведь, кроме уже упоминавшихся бед, ДУ-5 даже не заключило договор с аварийной службой, так что в случае, не дай Бог, порывов и прорывов, жильцам придется спасаться своими силами. Но что случится, если выбор будут проводить не организованно, подъездами, а этажами и отдельными квартирами? Павел Малярчук сказал, что он над этим вопросом не думал.

Пока власть размышляет, жители злополучных домов находятся в положении загнанных в гетто. Армейское гетто. И права ограничены, и выхода нет.

Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что в домах ДУ-5 горячую воду включили. Это произошло в минувший четверг. Причина, как объяснил Андрей Скоморохов, заключение договора на оплату услуг через городской кассовый расчетный центр. В пятницу горячая вода пошла и в дома ДУ-2. Но директор «Теплосети» не скрывал в разговоре с корреспондентом «СП», что, возможно, это ненадолго. Ведь проблема-то не решена. Армейские долги не уплачены.