00:00, 28 января 2005 года

Растут бумаги, а не льготы

Старая мудрость гласит: не дай Бог жить в эпоху перемен. Уверяю, что болеть в эпоху перемен еще хуже. Но мне вот так не повезло: во время длинных новогодних каникул простудилась, и обострилось хроническое заболевание. Врача вызвала на дом. А продлевать больничный уже пошла в поликлинику.

Возле регистратуры – очередь чуть ли не тридцать человек. Ну, думаю, не одна я заболела. Да что-то движется еле-еле. Оказалось, для того, чтобы теперь выписать льготные лекарства, нужно еще оформить карту льготника. Выписывают ее вручную, вот дело и стопорится.

Стояла-стояла, время уже к концу смены (врачебной) подходит, пошла к другому окошку, справиться: что делать? А делать, мне отвечают, нечего, мой участковый врач болеет, а другой никто не примет. А больничный мой по тот самый день продлен.

Поступила я чисто по-советски. Как учили. Заняла очередь к врачу, которая когда-то работала на нашем участке, зашла последней и объяснила ситуацию. Продлила она мне больничный.

Решила я в следующий раз быть умнее всех. Пришла в поликлинику за полтора часа до начала моей смены. Фиг помогло. В очереди я простояла ровно столько же. Карты льготника почему-то хотели получить все, а не только я. Зачем при ее выдаче нужно предъявлять страховое пенсионное свидетельство, я так и не усвоила. Но это так. К слову.

Перед кабинетом врача была битва сродни Куликовской. Не закончила еще прием предыдущая смена, человека три рвали на себе пальто и кофты с криком: «Не уйду, пока меня не примете!» «Закипала» очередь новой, уже начавшейся смены, которая не могла добраться до своего врача. Врач начала прием в коридоре. Она забирала документы. Заходила с ними в занятый еще кабинет, что-то решала и как-то пыталась разрядить обстановку.

Закончилось все, на мой взгляд, плачевно. Женщина гренадерского роста, но с удостоверением инвалида открыто и беспардонно …обматерила врача. Даже самые нетерпеливые поняли, что это чересчур. Врач только и смогла сказать, что эту пациентку она не примет ни-ког-да. И правильно, на мой взгляд, сделала. Потому что никакое улучшение нашей жизни – и нынешнее в том числе – сопровождающееся, как обычно, всякого рода неприятностями, не может, не должно низводить нас на уровень скотов.

Но, в общем, я не об этом. Сегодняшнее положение с обеспечением льготными лекарствами в одинаково унизительное положение ставит и пациентов, и врачей.

Про пациентов уже все понятно. Унизительные очереди, в которых тратятся время, нервы. Про врачей – расскажу подробнее. Многое выяснила за время хождений и стояний в поликлинике. Есть норматив, по которому врач должен принять 15 человек. Шесть – это вызовы на дом. И девять – на приеме. Время приема – три часа. Нехитрая арифметика показывает, что на человека приходится двадцать минут. А вы сами констатировали, что для того, чтобы выписать рецепт, сейчас «уходит по 30-40 минут». Опять же прогноз, данный вашей газетой со ссылкой на министерство здравоохранения края, проблемы «будут сказываться у нас еще месяца два». Учитывая, что в декабре минувшего года по льготным рецептам лекарств давали еще меньше, чем в предыдущие месяцы, понятно, что все льготники – ориентируясь на заявление больших московских боссов о том, что лекарств будет вдоволь – рванули в поликлиники. Стоять в очередях и ругать врачей.

Но ведь в обеспечении лекарств льготниками ровно ничего не изменилось. Что-то убавили, что-то добавили в перечень, но не кардинально. Лекарства выдают в тех же социальных аптеках. Тогда кто объяснит, зачем нужны карты льготника и усложненные рецепты? Как говаривал в одном известном анекдоте Вовочка: где разум, где логика? Ни того, ни другого не просматривается. Вроде бы нам говорят, что новая система, когда лекарства в основном поступают из федерального центра, позволит отсечь тех, кто на этих лекарствах наживался. А, на мой взгляд, монополизм в поставках лекарств просто отсечет ненужных конкурентов, а наживаться будет кто-то один. В том же федеральном центре.

В основном льготники – это инвалиды, то есть хроники. Изо дня в день, из месяца в месяц им нужны одни и те же лекарства. Неужели нельзя выписывать такой рецепт на полгода или хотя бы на три месяца. И уже на нем делать отметки, отпущено лекарство или нет. Вот это, как мне кажется, было бы логичным.

Но это так, разговоры в пользу бедных. Все будет так, как уже решено. То есть два месяца врачи и пациенты будут смотреть друг на друга волком. А через два месяца придет из Москвы «специальная компьютерная программа», цитирую по вашей газете, которую «надо внедрить в крае, а еще потребуется время, чтобы врачи и фармацевты научились ею пользоваться». Поверим, что на это на самом деле потребуется два месяца. Но, как говорят, планируется, что на поликлинику будет один организационный (так что ли, назовут?) компьютерный кабинет, где рецепты будут выписываться. Ничего, кроме еще одной очереди, я от этого не жду.

Впрочем, наверное, не стоит пугать грядущими трудностями. Но с настоящими нужно разобраться. И, причем, немедленно, а не через два месяца. Просто заболевшему человеку попасть к врачу трудно, во всяком случае за один день вряд ли получится. Свидетелем того была сама. По-настоящему больные люди идут на то, что покупают талончики платного приема. Они – гарантия того, что вы попадете к врачу. Но такой талон не дает права приема без очереди.

Еще хуже обстоит дело с узкими специалистами. Попасть к ним можно, только побывав у терапевта, к которому… смотри выше. В поликлинике встретила коллегу, которая к больной маме пришла вызвать невропатолога на дом. Платно. Но даже платно такая услуга оформляется через терапевта. Так что, и за собственные деньги нужно стоять в очереди.

Теперь отслеживаю все сообщения СМИ о льготных лекарствах. Ничего утешительного не услышала. Да, утвердили новый норматив в 20 минут на обслуживание льготного больного. Да, получили для льготников еще сто наименований лекарств. И понимаю, что в районах положение еще хуже. Выступая по телевидению глава Александровского района Александр Головеров сказал, что в их районе ни одной «льготной» таблетки нет. Замминистра здравоохранения Галина Федосова убеждает с экрана телевизора, что все проблемы будут решены до конца месяца. Себя обманывает или нас? Новый рецепт на льготные лекарства теперь действителен всего две недели. Так что в начале февраля, не получив лекарства, придется идти за новым. Из четырех лекарств, выписанных на мою семью, где два инвалида, «отоварили» ровно половину. Хотя супердорогих и каких-то особых там не было: таблетки от давления и от хронической болезни желудочно-кишечного тракта.

P.S. Извините, что не называю фамилию полностью. Понятно, по каким причинам.

Ирина С.