00:00, 28 января 2005 года

Миллионы потерянных жизней

О положении на дорогах Ставрополья, а также итогах работы за минувший 2004 год – наша беседа с начальником управления ГИБДД ГУВД СК полковником Борисом Булгаковым.

- Борис Федорович, насколько нынче безопасно на ставропольских дорогах?

- Сегодня ситуация, сложившаяся на дорогах края, стала одной из острейших социально-экономических проблем. За последние десять лет на Ставрополье в авариях погибли пять с половиной тысяч наших сограждан, порядка 40 тысяч человек получили увечья. В минувшем году зарегистрировано более трех тысяч ДТП, при которых пострадали около полутора тысяч человек. В сравнении с аналогичными показателями 2003 года количество автоаварий увеличилось на 3,6 процента, число погибших - на 10,2 процента, раненых на 6,8 процента.

Большинство ДТП происходит из-за грубых нарушений правил дорожного движения: превышения скоростного режима и выезда на встречную полосу. Каждое десятое ДТП совершено водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.

Второй немаловажной причиной аварийности стала лояльность нашего административного законодательства к нарушителям законов дорог. Сами посудите, насколько сложно инспектору одновременно следить за порядком на дороге и при этом оформлять более шести видов документов!

- Значит, виноваты в ДТП лишь водители?

- Это действительно так. Причем подавляющее большинство аварий происходит по вине водителей индивидуальных транспортных средств. Отчасти это объясняется высоким ростом автотранспортного парка. На сегодняшний день он составляет более 730 тысяч единиц, свыше половины из которых - легковые автомобили. Граждане покупают машины, но при этом качество подготовки к практическому вождению оставляет желать лучшего. Более 30 процентов от общего числа ДТП совершены автовладельцами со стажем до трех лет. На мой взгляд, это непозволительно высокие цифры. Однако благодаря предпринятым мерам управление добилось положительных изменений: на территории края в прошлом году количество ДТП с участием новичков снизилось.

- Удается ли изменить ситуацию в сфере пассажирского транспорта?

- К сожалению, число ДТП в этой сфере растет. Так, в ушедшем году с участием пассажирского транспорта совершено 161 ДТП, в которых погибли 39 и получили ранения 256 человек. Аварийность здесь прежде всего обусловлена невыполнением руководителями автопредприятий, частными предпринимателями, водителями автобусов и маршрутных такси даже минимальных требований нормативных документов по обеспечению безопасности пассажирских перевозок.

К сожалению, приказ Министерства транспорта РФ от 22.06.98г. № 75 позволяет осуществлять перевозки пассажиров как юридическим лицам, имеющим специалистов соответствующей квалификации, так и индивидуальным предпринимателям, прошедшим лишь курс обучения по 80-часовой программе. Чтобы снизить количество ДТП данной категории, госавтоинспекция осуществляет большую профилактическую работу.

- Борис Федорович, но ведь безопасность на дорогах зависит еще и от их благоустройства?

- Мировая практика доказала, что чем лучше уровень дорожного покрытия, тем выше риск совершения ДТП. Поясню почему. Когда дорога имеет так называемую «ямочность», водители более бдительны и не превышают установленные нормы скоростных режимов, следовательно, снижается риск возникновения аварийной ситуации. Именно этот принцип используется при размещении на проезжих частях искусственных неровностей, или, как их в народе окрестили, «лежачих полицейских».

Но что касается всей дорожной инфраструктуры, здесь существует много вопросов к органам местного самоуправления. Вновь и вновь выдаются разрешения на строительство объектов сервиса непосредственно вблизи проезжей части, на перепрофилирование уже существующих зданий. При этом обеспечение безопасности дорожного движения никто не предусматривает. Порядок на дорогах зависит от множества факторов, большая часть которых не входит в компетенцию Госавтоинспекции. Поэтому необходима поддержка всех заинтересованных министерств и ведомств. Мы эти вопросы ставим из года в год. И так же они не решаются на уровне городских и районных администраций.

- Не секрет, что в адрес инспекторов нередко звучат нарекания по поводу нарушения закона ими самими. Как наводите порядок в собственных рядах?

- Безусловно, сотрудники ГИБДД допускают нарушения служебной дисциплины и законности, но хочу уверить читателей, что ни один такой факт не остается безнаказанным. Уже восемь лет в краевом Управлении ГИБДД действует специальное подразделение - контрольно-профилактический отдел. По каждому обращению граждан (письма, заявления, сообщения на круглосуточный телефон доверия – (8652) 38-76-93 УГИБДД ГУВД СК) проводятся служебные проверки. Виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

Отмечу, что нередко сами водители провоцируют сотрудников Госавтоинспекции на нарушения. Поэтому стоит знать, что статья 290 УК РФ, определяющая меру наказания за получение взятки должностным лицом, имеет и «близнеца» – статью 291 УК РФ, определяющую меру наказания за дачу взятки должностному лицу.

Однако не думайте, что инспекторы умеют лишь брать взятки. Помимо исполнения своих непосредственных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, сотрудники ГИБДД края в минувшем году задержали 1495 человек, находящихся в розыске, в том числе 33-х, разыскиваемых правоохранительными органами России за участие в незаконных вооруженных формированиях, 27 лиц – по подозрению в подготовке и совершении террористических актов. Задержаны 1087 разыскиваемых единиц транспортных средств. Раскрыто более трех с половиной тысяч преступлений. Из незаконного оборота изъяты около семисот единиц огнестрельного оружия, более 10 тысяч боеприпасов, почти 60 килограммов наркотических веществ.

Я искренне благодарю весь личный состав ставропольской госавтоинспекции за проделанную работу. И надеюсь, что в борьбе за безопасность на дорогах инспекция не окажется «одиноким воином».