00:00, 25 января 2005 года

Россия за нами

История проекта вкратце такова. Правительство Российской Федерации и Международный банк реконструкции и развития два года назад договорились о займе на развитие информатизации в системе образования России. В семи федеральных округах был объявлен конкурс, в результате которого в каждом избран пилотный регион для апробации проекта. В ЮФО соответствующий грант выиграл Ставропольский край. Сказались и хороший уровень компьютеризации школ края, и развитая оптоволоконная связь, и, в частности, работа в течение нескольких лет Ставропольского регионального центра Интернет-образования ФИО, который уже обучил новым технологиям свыше трех тысяч педагогов. В конце декабря 2004 года заем России в размере 100 млн. долларов на финансирование первого этапа проекта был МБРР выделен. Нашему краю из них достанется шесть миллионов, соответствующий договор подписан губернатором Александром Черногоровым.

Руководить проектом будут Министерство образования и науки РФ и Национальный фонд подготовки кадров. На днях рабочая группа Фонда посетила Ставрополь, состоялась встреча в правительстве с участием заместителя председателя правительства СК Аллы Золотухиной. На совещании в министерстве представители Национального фонда подготовки кадров изложили работникам образования края суть первого этапа реализации проекта.

На Ставрополье создаются региональный информационный центр при краевом институте повышения квалификации работников образования и 20 межшкольных методических центров в городах и районах. Они будут оснащены новейшей техникой, выходом в Интернет. Перед центрами поставлены три задачи. Это разработка учебных материалов, учебно-методических комплексов по новым педагогическим технологиям – создание своего рода коллекции по всем направлениям образовательной деятельности. В результате разработки такой электронной национальной коллекции всеми пилотными регионами должна качественно измениться сама система образования и его уровень. В первый этап проекта входит также обучение новым информационным технологиям в экспериментальных регионах всех педагогов, директоров школ и ПТУ, управленцев разных уровней. Особый упор на совещании был сделан на то, что речь идет не о «мышевождении», то есть подготовке пользователей, и даже не о повышении квалификации отдельных учителей, а о создании школьных, районных, краевых команд специалистов, способных работать по-новому. И, наконец, Центры будут отрабатывать модели телекоммуникационных сетей для информатизации общего среднего и начального профессионального образования.

Первый этап проекта рассчитан на три с половиной года. Кроме Ставропольского края, в нем участвуют также Республика Карелия, Хабаровский и Красноярский края, Челябинская, Пермская и Калужская области. Мониторинг их деятельности решено производить ежеквартально. Наступит ли после первого этапа второй, а, стало быть, и новое финансирование образования страны в размере 200 млн. долларов, будет зависеть от успешности работы «пилотов». Выступая на совещании, это особо подчеркнул министр образования СК Алексей Шабалдас. Как говорится, Россия за нами, и отступать некуда.

Уже в марте-апреле этого года в крае намечено завершить техническое оснащение ММЦ, летом обучить их персонал, подключить Центры к Интернету. Примерно в ноябре они смогут принять первых слушателей, а в 2006 году – заработать в полную силу.

Эксперимент должен произвести своеобразную революцию в образовании России. В частности, появятся новые специальности в педвузах, например, «педагогический дизайн». Ожидается, что на должности школьных web-дизайнеров, системных администраторов пойдут работать мужчины. Как сказала в своем выступлении специалист Национального фонда подготовки кадров М. Барышникова, эти специалисты уже будут претендовать на другую заработную плату, другое отношение к себе, а значит, есть надежда на позитивные перемены в положении российского учительства. Хотелось бы, чтоб эти надежды оправдались.