00:00, 18 января 2005 года

Выйду замуж за киллера

Это выглядело бы смешным, если бы не грустная статиститика. Только в Южном федеральном округе за девять месяцев минувшего года подростками совершено около десяти тысяч преступлений. При этом не учитывались рост наркомании, алкоголизма, суицида. Далеко от благополучия и Ставрополье, где за год совершается до 600 опасных деяний несовершеннолетними, которых в связи с возрастом пока еще невозможно привлекать к уголовному наказанию.

Вот и возникает вопрос вопросов: что надо и что можно сделать для того, чтобы сдержать рост антиобщественных явлений, прежде всего среди детей и подростков? В ряду основных «виновников» здесь чаще принято называть СМИ. И, надо думать, не без оснований. Объем «негатива» (по влиянию на нравственный мир личности) не может не поражать воображение. Вот только некоторые данные, полученные центром социологии Российской академии образования. По его подсчетам, на 119 часов вещания с телеэкрана показывают 486 сцен насилия и эротики. Подчеркну, это было несколько лет назад. За последние годы «показатели» значительно возросли.

Разумеется, такое «воспитание» не может не оставлять следа в духовном мире молодых людей, которые по причине отсутствия жизненного опыта просто не способны противостоять информационному насилию. Под воздействием негатива дети и подростки непроизвольно, на уровне подсознания (с точки зрения психологии, это самое страшное, поскольку создает предпосылки неконтролируемого поведения человека) начинают в мыслях и поступках подражать и копировать навыки «взрослой жизни», мыслить в соответствии с навязываемыми массовой культурой стереотипами.

Причем возможные последствия от информационного негатива проявляются столь разнообразно, что заставляют уже привыкшее ко всему общественное сознание вновь и вновь удивляться. Буквально на днях стал свидетелем разговора учителей, где речь шла о том, что восьмиклас-сники обзывают друга на лексиконе, большинство слов которого произнести «язык не поворачивается». Самое слабое словечко, каким наделяют ребята одноклассниц, – это «проститутка».

Между тем, что насаждается с экрана ТВ и характером нравственной мотивации подростков – более чем прямая связь. Причем эту связь чувствуют и сами подростки. И, например, те, кто попал на скамью подсудимых, в качестве «основного учителя» часто называют СМИ, книги о «романтике» преступной жизни. Что, кстати говоря, недавно прозвучало даже (наконец-то дошло и до высшего эшелона власти) на заседании правительства РФ. Министр обороны привел факты из жизни двух солдат-близнецов, совершивших побег из части с оружием. Они убили сотрудников милиции, пытавшихся их задержать. Как оказалось, библиотечный формуляр дезертиров состоит из «крутых книжонок», а последняя из «пищи духовной» называлась «Убить мента!».

Примеры такого свойства (а их перечень можно продолжать и продолжать) наглядно иллюстрируют мысль: жертвами необдуманной пропаганды низкопробных идей массовой культуры в первую очередь становятся дети и подростки. Под натиском этих идей в психике молодежи происходит ускоренная трансформация, «единение» детства и взрослой жизни, от чего психика юного человека может «надламываться» и утрачивать способность гармоничного и целостного восприятия окружающего мира. А в итоге и без того колеблющееся состояние между духовным и физическим миром еще более становится противоречивым до таких степеней, когда человек уже не в силах самостоятельно выбраться из навязанного «единения» и выйти без деструктивных отклонений на нормальное становление и развитие.

Безусловно, в размышлениях на означенную тему не стоит упрощать существо проблемы и сводить ее, например, к тем же СМИ, писателям-халявщикам, чьим основным языком является язык матерный. Проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности необходимо изучать через весь комплекс социально-экономических и политических причин и «брать» их так, «как есть на самом деле, а не так, как кому-то хочется».

Cегодня нельзя не учитывать, что общество, как и сам человек, во многом оказалось неподготовленным к радикальной трансформации их бытия. Более того, при переходе от одной формы социально-экономической жизни к другой, в нашем случае к либерал-демократической, недостаточно создать некие предпосылки демократизации социума, а соответственно заявить о более широких правах личности на проявление различных форм свободы. История показывает и доказывает, для того чтобы процесс трансформации в духовной жизни происходил более или менее безболезненно, нужна систематическая и целеустремленная работа по нравственному воспитанию поколений.

Нельзя не учитывать, что большинство проблем в духовно-нравственной жизни общества объясняются общим состоянием рыночной экономики. Это объективно. А все, что порождает рынок, далеко не всегда может гармонировать с традиционной культурой, ее духовно-нравственными ценностями. Более того, пора вообще перестать «умиляться» идеей рынка как спасительной для души и тела человеческого. История развития даже государств «всеобщего благоденствия» подтверждает как очевидное: идеальной модели рынка не существует рынок сам по себе всегда объективно порождал и порождает несправедливость, а вместе с этим и другие противоречия в обществе. О чем, кстати говоря, прямо говорит, например, нынешний еврокомиссар по торговле Паскаль Лами. «…Рыночный капитализм, - считает он, – это очень жестокий мир, где большой становится большим, маленький меньше, а слабый – еще слабее».

Тем более нельзя заблуждаться на этот счет в нашей стране. Например, по поводу того, что в ближайшее десятилетие социальная жизнь, а вместе с этим и нравственная атмосфера в России кардинально улучшатся – наш рынок развивается пока по принципам «дикого капитализма». И если в развитых странах алчность «акул капитализма» еще сдерживает исторически сложившаяся традиция, наработанная за столетия культура предпринимательства, то у нас нет пока ни того, ни другого. И потому наши олигархи безудержны в своих прихотях и желаниях и делают все, что им вздумается, не обращая внимания при этом на нравственные нормы и правила. О чем читателю хорошо известно.

Есть ли выход в сложившейся ситуации? Может ли российский человек удержаться в «рамках» исторически присущей ему духовно-нравственной ментальности? Сложно отвечать на эти вопросы. Но хотелось бы думать, что может и должен. Если, конечно же, россияне, каждый в отдельности и все вместе взятые, всерьез задумаются над этими проблемами.

Как считает, например, директор школы № 34 (Ставрополь) Л. Лаврентьева, у нас сегодня далеко «не все потеряно», если работу «по формированию и развитию духовно-нравственного мира человека будем активно вести с самого раннего возраста». Что и делает в рамках эксперимента коллектив педагогов этой школы. Но даже это, по мнению Людмилы Ивановны, позволяет говорить о благотворности влияния на детей занятий по этическому воспитанию. В экспериментальных классах выше не только уровень дисциплинированности, понимания учащимися смысла дружбы, любви к Родине, уважения старших, отношений между девочками и мальчиками, а соответственно уровень уважительного отношения между детьми, учениками и взрослыми, здесь подавляющее большинство ребят учатся только на «хорошо» и «отлично». Особо положительно, что работу школы на этом направлении оценили и родители, и они с охотой участвуют в проводимых для них семинарах и других мероприятиях по эксперименту.

Есть в крае на этом направлении достижения и другого порядка. Например, вот уже несколько лет Ставропольский государственный педагогический институт изучает проблемы духовно-нравственного воспитания детей и подростков в рамках комплексного исследования (совместно с министерством образования края) по тематике «Антропология детства». По результатам этой научной работы проведены три всероссийские научно-практические конференции, теоретические семинары, издано несколько научных работ, в том числе крупная монография. Что само по себе говорит о приоритете института в крае, в России.

Как видим, идея и практика духовно-нравственного воспитания требуют объединенных усилий теоретиков и практиков, всех органов власти, и только при таком отношении к делу можно рассчитывать на решение возникающих проблем. А их число не уменьшается. В рамках прошедшей накануне новогодних праздников всероссийской операции «Беспризорник» в милицию доставлено около 34 тысяч подростков, сообщил замминистра внутренних дел России Сергей Щадрин.

Растем…

Владимир ГРУЗКОВ