00:00, 15 января 2005 года

Живой белый подарок

Еще недавно на улицах краевого центра встреча с арабом или африканцем была самым обычным делом. Но последние несколько лет иностранных студентов в Ставрополе все меньше и меньше. В чем причина равнодушия молодежи из дальнего зарубежья к местному образованию и как нынче живется гостям из южных стран на Руси: вольготно ли, худо ли?

- Да, когда-то в стенах медакадемии (в те времена Ставропольского государственного медицинского института), - рассказывает проректор СГМА по учебной работе с иностранными студентами и международным связям Павел Попов, - получали образование студенты из семидесяти одной страны мира. Иностранцев принимали и другие вузы города: сельскохозяйственный, политехнический институты, медицинское училище. Теперь мы остались, пожалуй, единственным вузом города, по-прежнему обучающим студентов из дальнего зарубежья. Сегодня в медакадемии учатся 205 студентов-иностранцев. В основном это индусы, греки, сирийцы, ливанцы. Почему так немного? Причина проста до банальности: деньги. Если раньше к нам съезжался весь мир исключительно на дружеских началах, то теперь такой роскоши мы себе позволить не можем. И все иностранные студенты платят за свое обучение, причем расценки для них гораздо выше, нежели для российских парней и девчат.

Выяснить у иностранца, что ему не нравится в России, – проблема еще та. Мило улыбаясь, два ливанца - оба Мухаммеды, Махмуд из Палестины и сирийский курд Бирам хором говорили, что более чудесной страны им видеть не приходилось, и все у нас замечательно, и люди хорошие, и еда вкусная, и жизнь недорогая. В общем, рай да и только.

Солидарны с ними были греки и индусы. Но стоило мне напомнить один мелкий, но столь явный для южанина недостаток – знаменитый русский мороз, выяснилось, что жизнь иностранца в России вовсе не сахар.

- Я первое время, когда в Ставрополь приехал, сбежать отсюда хотел, - рассказывает Манана из Индии. – Так одиноко было, что хоть волком вой.

В устах смуглого индуса русская поговорка звучит по-восточному витиевато.

- Но не уехал, - продолжает Манана, - Сначала возможности не было, а потом привык. Да и друзья появились, когда говорить по-русски научился.

Трудностями и проблемами в изучении языка делились, наверное, все студенты, с которыми мне довелось общаться. Строптивые шипящие, свистящие, а более того – столь тяжелая в произношении для иностранца буква «ы» поначалу казались им непреодолимой преградой. От голодной смерти первое время спасал указательный палец, которым приходилось тыкать в необходимые продукты. Тот же Манана со смехом вспомнил, как он пошел в магазин за кефиром, но по дороге забыл название. Пришлось возвращаться в общагу и просить друзей написать слово «кефир» на бумажке.

Непривычной казалась и местная пища. Но, как говорится, человек ко всему привыкает. Теперь особый восторг в русской кухне вызывают супы и салаты.

- У нас еда совсем другая, - говорит индус Лав. – Совсем на вашу не похожа. Сначала долго привыкал, а сейчас даже во вкус вошел.

- Как вы считаете, Россия - демократичная страна?

- Даже чересчур, - категорично заявляет грек Александр. Ему согласно кивают все студенты. – Свободы – хоть отбавляй, девушки очень раскрепощенные. Но почему-то с приходом демократии в Россию людям не стало жить лучше. В нашей стране врачи, учителя - это, пожалуй, самые уважаемые и высокооплачиваемые профессии, а в России специалисты получают такие копейки, что никакой демократии не захочешь.

- Ну а с местным населением проблем не возникает?

- О, у нас появилось очень много русских друзей. Да и вообще здесь к нам хорошо относятся. Люди, конечно, везде разные, но на Ставрополье – очень приветливые.

А ведь многие помнят те времена, когда отношение к арабам и африканцам у нас было весьма негативным. И девчонку, встречавшуюся с иностранцем, могли даже избить. Теперь же Ставрополь прямо-таки Эдем для иностранцев. Им есть, с чем сравнивать. Большинство иностранных студентов учатся в краевом центре уже несколько лет, побывали и в других городах России. Однозначно негативно высказались о Москве и москвичах, но с еще большим негодованием говорили о наших соседях краснодарцах: постоянные драки с местными и разборки с милицией оставили не лучшие воспоминания об этом южном крае.

Но и со ставропольскими сотрудниками правоохранительных органов бывают у ребят проблемы. Один из греков, не захотевший назваться, рассказал, что однажды опоздал на занятия, поскольку был задержан бдительными работниками милиции:

- Мой паспорт находился в ОВИРе, а в академии мне выдали карточку студента, где есть все мои данные, включая и регистрацию. Мне объясняли, что с такой карточкой я запросто смогу ходить по городу. Но у вашей милиции, похоже, свой взгляд на эти вещи. И пока я не дал им денег, меня не отпускали. Мне кажется, они просто вымогали у меня взятку. Почему-то считается: раз иностранец, значит, денег куры не клюют. Между тем моя семья далеко не богата, а возможности заработать деньги в России у меня нет.

- Паспорт большой, - посетовал Мухаммед, - неудобно его в кармане постоянно носить, особенно летом. А в карточке и фотография есть, и кто я такой написано. Почему проблемы возникают - мне непонятно.

Но все эти трудности, считают ребята, – мелочи жизни. И утверждают, что о России и Ставрополье останутся у них самые лучшие воспоминания, что непременно захочется вновь посетить нашу страну. Ведь Россия для них, по сути, экзотика. И самое экзотичное в ней – это мы сами, русские. На днях к преподавательнице русского языка подошел индус с вопросом, как ему вывезти из России большой белый живой подарок. И видя недоумение на лице своей наставницы, пояснил:

- Русскую невесту.