00:00, 14 января 2005 года

В зоне

Признаюсь, я не сразу понял, что мы уже находимся не «там» - в Брестской области, а «здесь» - в свободной экономической зоне «Брест». Вроде ехали – ехали по Бресту, по его парковой зоне, по пригороду. Вроде никаких границ не пересекали. А вот поди ж ты – оказались в СЭЗ.

Тому, кто представляет Белоруссию реликтом социализма, в «зоне» побывать весьма полезно. Полагаю, из этих соображений устроили познавательную экскурсию и нам, российским журналистам, приехавшим в Белоруссию по приглашению национального пресс-центра.

«Брест» - первая из трех ныне существующих свободных экономических зон на территории Белоруссии. Собственно, ее успехи и побудили руководство республики расширить эксперимент. С запада от Польши «зону» отделяет только река Буг, с востока от остальной части Белоруссии – автотрасса Киев – Калининград. Занимает это мини-государство 71 квадратный километр. Руководит им собственный глава Николай Кривецкий.

Инициатор создания СЭЗ, Николай Анатольевич и сегодня, спустя восемь лет после того как Александр Лукашенко подписал указ № 114, полон энтузиазма. С воодушевлением он показывал нам как уже действующие предприятия, так и площадки под вновь создаваемые производства. Инвестиции в СЭЗ «Брест» растут словно на дрожжах: если в 1997 году иностранцы рискнули лишь 100 тысячами долларов, то к исходу 2004 года инвесторы из 22 стран – от России до Индии и Лихтенштейна – уже вложили в СЭЗ 200 миллионов долларов. Во что реально превращаются эти инвестиции, мы увидели на предприятии «Инко-фуд».

Вход в производственные цехи этого молодого – два года от роду, но уже широко известного мясоперерабатывающего предприятия преграждает «умный» турникет. Пока не станешь на пропитанный дезраствором коврик, пока не сунешь обе руки в специальные ниши, где их обрызгают чем-то едким и пахучим – ни за что не пропустит. И ему «по барабану» – директор ты, рабочий или журналист. Это ощущение чистоты и четкости неотступно преследовало нас во всех цехах предприятия. Белая спецодежда рабочих, выложенные кафелем полы и стены просторных светлых помещений, сияющие хром и нержавейка всевозможных новеньких машин ведущих европейских производителей и, конечно же, превращение прямо на глазах фарша в колбасу, а вырезки – в копченую корейку – все это так непохоже на то, что я прежде видел на российских мясокомбинатах.

Польские инвесторы, вложившие в строительство зданий и оборудование цехов 15 миллионов долларов, внакладе не останутся. Уже сейчас «Инко-фуд» выпускает в сутки около 60 тонн продукции 150 наименований. Более 80 процентов колбас, копченостей и паштетов идет на экспорт: в Россию, на Украину, в Казахстан. Но, как подчеркнул Николай Кривецкий, все дивиденды, которые ему причитаются, инвестор пока вкладывает в развитие производства. Например, за три миллиона долларов поляки купили и реконструировали в отдаленном Столинском районе птицефабрику. Так что с 2005 года «Инко-фуд» будет полностью обеспечен мясом птицы собственного производства. Кроме того, в этом году они планируют начать строительство свинокомплекса на территории Брестской области.

«Инко-фуд» обеспечил работой 800 жителей. Заработная плата – около 200 долларов, что не только по белорусским, но и по ставропольским меркам совсем неплохо. Всего же на предприятиях «зоны» сегодня трудятся более восьми тысяч человек. Объем производства продукции на одного работающего в СЭЗ «Брест» в 10 раз больше, чем по Брестской области. И самое главное: хотя налоги в «зоне» на 40 процентов ниже, чем в остальной части Республики Беларусь, сумма налоговых поступлений, сборов и других платежей в расчете на одного работающего здесь в три раза больше, чем в среднем по Брестской области! Согласитесь – это весьма весомый аргумент в пользу либеральной экономики.