00:00, 14 января 2005 года

Казначеевская вершина

Нас встретил наместник обители игумен Силуан. Было солнечно на удивленье, и виднелись как на ладони окрестности Пятигорска, Ессентуков и величественные Кавказские горы, среди которых дремал двуглавый Эльбрус. Но казалось, что мы находимся выше него… И вдруг Ирина Николаевна сказала: «Вы не забыли, что 14 января Виктору Алексеевичу Казначееву, ректору нашего университета, 70 лет? Вы учились с ним, работали в комсомоле… Напишите о нем несколько добрых слов».

И тут мне вспомнилась моя молодость. Альма-матер, наш пединститут! Мы здесь «грызли гранит науки», мужали. Здесь определилась наша дальнейшая жизнь. Многие стали педагогами, другие – политиками, хозяйственными руководителями, писателями, журналистами, учеными. Подумалось, что мое поколение, как всякое другое, это тоже горы. Каждый к чему-то стремился в молодости и выбрал свою вершину. А теперь вспоминает свою жизнь, подводит итоги, как юбиляр Виктор Казначеев, написавший лет десять назад в книге «Олимп партийных боссов» о себе так: «Я работал, чтобы облегчить жизнь людей, сделать ее лучше. Иначе – зачем я в руководящем кресле? Приступая к новой работе, я ничего никому не обещал, никогда ни единым недобрым словом не поминал предшественника, не наживал на этом дешевый авторитет. Тем, кто доверил мне высокий пост, нужна была отдача – реальная, ощутимая: больше жилья, продуктов в магазинах, детских садов и яслей, школ, нормальных дорог – словом, всего того, что облегчает жизнь. Именно под этим углом зрения я планировал свою деятельность, как на ближайшую, так и на дальнейшую перспективу».

Пятьдесят лет назад каждый парень в Ставропольском пед-институте был на виду. Скажем, на моем курсе учились 75 студентов, из них семьдесят девушек, одна прекраснее другой. И они нас выбирали на разные студенческие должности. Я, скажем, возглавил спортивный комитет института, Казначеев – профсоюзный.

В 1958 году, после окончания института, я стал собкором молодежной газеты «Молодой ленинец», Виктор Алексеевич – работником крайкома комсомола. И мы всегда поддерживали друг с другом самые дружеские отношения. В 1963 году Казначеева избрали первым секретарем крайкома ВЛКСМ, меня – заместителем председателя краевой писательской организации. Это были годы нашего самого тесного сотрудничества. Мы ежегодно проводили семинары молодых писателей вместе с крайкомом комсомола, который финансировал эти семинары, выискивали литературные таланты. Не побоюсь сказать, что при Казначееве настал расцвет писательской организации Ставрополья. Именно в те годы появились, стали на ноги Александр Екимцев, Владимир Дятлов, Андрей Губин, Александр Мосинцев, Александр Коротин, Василий Грязев, Сергей Дроздов и другие, ставшие гордостью нашего края.

С мая 1970 года Виктор Алексеевич перешел на партийную работу: первый секретарь горкома КПСС Пятигорска, затем – Ставрополя, а с 1976 года он второй секретарь Ставропольского крайкома партии. Много позже он так написал в своей автобиографии: «Активно занимался вопросами промышленности и транспорта, жилищного и курортного строительства, развитием социальной инфраструктуры края, внеся свой личный вклад в развитие городов-курортов и прилежащих районов – Предгорного и Минераловодского».

От себя добавлю, что Казначеев, как и прежде, не забывал о нуждах писателей-земляков, много писал в газеты, журналы и состоялся не только как яркий публицист, но прежде всего как крупный ученый. Передо мною список книг, научных и учебно-методических трудов Виктора Алексеевича. Он включает в себя около ста названий… Поразительная работоспособность!

Кто же такой Казначеев? Политик, хозяйственник, ученый или литератор? Да все вместе, он универсален. В свое время успешно соперничал с другими нашими земляками, с самим Михаилом Горбачевым, которого я тоже достаточно хорошо знаю, в свое время искренне им восхищался. Но их судьбы сложились по-разному, хотя, как писал Виктор Алексеевич в одной из своих книг: «Так уж получилось, что многие должности передавались мне от него как эстафетная палочка. Второй, первый секретарь крайкома комсомола, первый секретарь Ставропольского горкома партии, второй секретарь крайкома партии – ступени карьеры Горбачева. Эти же посты занимал и я, так что не понаслышке мог судить о том, чем и как занимался предшественник».

С 1985 года Казначеев работал председателем Государственного комитета по профтех-образованию РФ, с 1988 года - министром социального обеспечения России.

Я в те годы часто бывал в Москве и навещал своего однокашника, звонил ему. И всегда чувствовал, что к Москве у него не лежит душа, что он в глубине души тоскует по Ставрополю, Пятигорску… Иногда говорил ему: «Виктор, возвращайся!»

… Виктору Казначееву было уже 60 лет, когда он, вернувшись на свою малую родину, стал ректором основанного им Пятигорского технологического института.

В 1996 году его избрали действительным членом Международной академии минеральных ресурсов, в 1997 году – действительным членом Международной академии информатизации.

С 1999 года Казначеев – ректор Пятигорского государственного технологического университета. В 2003 году земляки высоко оценили большой личный вклад Виктора Алексеевича в социальное и экономическое развитие Ставропольского края. Он стал почетным гражданином края.

Да, есть на Северном Кавказе и казначеевская вершина! И на вершине этой - созданный тобою, Виктор, университет, быть может, лучшее твое творение.

С юбилеем тебя, мой старый друг!

Вадим ЧЕРНОВ