00:00, 14 января 2005 года

Хочу пить чай с мечтой!

«Это она так думает...»

Глядя на их беспощадно веселую дуэль мнений, ничего не оставалось, как догадаться, что на самом деле эти люди внутренне свободны и надежно защищены присутствием друг друга. Просто-напросто стиль у них такой: «истина дороже». Но познакомимся с нашими героями. Юрий Каспаров - заслуженный артист России, главный дирижер и художественный руководитель Ставропольской краевой филармонии. Александра Сергеевна - его жена в «должности» удивительной женщины. Их дом (не хочется произносить «квартира»), достаточно скромный и по-настоящему уютный, буквально заселен живыми цветами. Кашпо подвешены к потолкам, и зеленые листья свисают, словно тропические лианы. Уже через несколько минут удалось объяснить себе первое впечатление. Дом интересен потому, что живет по законам души его обитателей. Форточки и двери балкона были широко открыты, пахло свежим ветром и бодростью. В таком доме хочется забыть про лавровые венки, степени и звания и побыть счастливым избранником - самим собой.

Опустим разные драматические события их жизни и начнем с эпизода счастья. Александра Сергеевна, молодая, красивая, жила в Тбилиси, и вот однажды...

- ...И вот однажды я отправилась в гости к своей тете, человеку замечательных достоинств с репутацией ангела.

- А увидела меня! - вдохновенно подсказывает Юрий Газарович.

- Действительно, - смеется Александра Сергеевна. - Тетя жила в крошечной комнатенке по соседству с Каспаровым. Когда я пришла, она сидела у телевизора, смотрела ноябрьский парад и вдруг воскликнула: «О! Мой сосед!». Юрий Газарович был начальником военного оркестра и на экране шествовал со своими оркестрантами. А вечером мы встретились за праздничным столом в огромном кругу родственников.

Несколько лет семья Каспаровых провела в ГДР. Майор Каспаров, имеющий за плечами военно-дирижерский факультет и прекрасное консерваторское образование, возглавлял штабные оркестры, в то время как Александра Сергеевна, по профессии инженер авиастроения, превратилась в любимицу публики, поскольку умела прекрасно шить, вязать, готовить, дружить. Но пришел срок, вернулись в Тбилиси, а через шесть лет наступил 1991 год.

- По своему складу, - признается Юрий Газарович, - я - советский человек, из прежней жизни ностальгически вспоминаю о дружеских чувствах людей. В Тбилиси не существовало национального вопроса, и если раньше нас объединяло право на жизнь, то теперь, как оказалось - право на страх...

Они предпочли не испытывать судьбу и уехать из Грузии. Жить там уже было невозможно.

Ставрополь приветливо встретил композитора и дирижера Юрия Каспарова. Наши известные музыканты Осиновский, Маркели, ныне покойный Зинченко высоко оценили его профессионализм. А через пару лет Юрия Каспарова пригласили в филармонию...

Состоявшуюся жизнь узнаешь даже по незначительным штрихам. Работа, творчество, переживания, заботы, мысли о детях и внуках - все кажется само собой разумеющимся, то, что почти не ощущаешь. Как дыхание. И даже неожиданности принимаются естественно. Сын Артур, получив музыкальное образование, отслужив армию и женившись, неожиданно профессионально занялся косметологией. Сейчас они с женой содержат в Москве небольшой косметический салон. Дочь Елена - певица, очень красивая, обаятельная, похожая на Софи Лорен, работает в шоу-бизнесе.

Дети уговаривают родителей переехать к ним в Москву, но Юрию Газаровичу очень нравится Ставрополь. Его радует, что город в музыкальном смысле растет, к тому же все отмечают прекрасное звучание филармонического симфонического оркестра. «Чтобы понять, в каком месте человек живет, - сказал Юрий Каспаров, - он должен однажды войти в храм и в концертный зал - встретиться с Богом и с божественной музыкой...»

Александра Сергеевна тоже не любит суеты. Однажды она стояла у окна на своем восьмом этаже и разглядывала внизу землю, заросшую амброзией. За домом начинался бескрайний ничейный пустырь. Она отвоевала свой первый кусочек земли и посадила цветы. Потом - больше. Постепенно обнаружилось, что у нее девять соток огорода, которым она занимается без посторонней помощи. Поначалу, правда, ходила на этот огород с палочкой, мучил давний артроз. Однако темперамент созидания у Александры Сергеевны столь велик, что она решила изучить гирудотерапию (лечение пиявками) и профессионально освоила косметологию. Все, что умеют в Москве делать ее дети, умеет теперь и она. Ставит пиявки себе и знакомым, готовит замечательные натуральные кремы, о которых уже идет молва. Кстати, гирудотерапия пошла Александре Сергеевне на пользу - палочку она забросила, выглядит молодой и энергичной. Но и в этих пределах ей стало тесно. Всю жизнь она пишет стихи, никому специально их не показывая и уж тем более не навязывая. Но случилось так, что ставропольский композитор Виктор Кипор написал музыку к нескольким стихам Александры Каспаровой. Не так давно он их исполнил с симфоническим оркестром филармонии - трудно не признать, что песни получились замечательные: теплые, мелодичные, красивые.

...Дом. Для одних он - наказание, в лучшем случае - туристическая стоянка. Для других - награда и спасение, нечто такое, что не зависит от бедности или богатства. А еще во власти дома уничтожить или сберечь творческую силу человека. Александра Сергеевна хранит папки с музыкальными пьесами композитора Каспарова, учебники и энциклопедии, в которых встречается его имя. «Думаю, - сказала она, - люди, которые находят себя в семье, наиболее самодостаточны... Весь темперамент Каспарова уходит в музыку, так же, как мой - в цветы! Знаете, почему Юрий Газарович внутренне человек свободный? У него нет отрицательных поступков!»

Мне показалось, что это новое приглашение к словесной дуэли, но Юрий Газарович ответил серьезно: «Все зависит от того, что мы ищем в человеке - светлое или темное... В любом можно найти плохое. Если это цель, мы все - плохие...».

- Так кто же из вас воспитывал детей? - вернулась я к началу нашего разговора.

Александра Сергеевна улыбнулась: «Дети мне всегда говорили: папа не баловал, он просто любил нас!». Но Юрий Газарович умеет обожать не только своих чад. У него даже теория есть такая: «Дети всех детей». Если, говорит он, каждый взрослый повернется не только к своему ребенку, но и ко всем детям лучшей стороной своей души, есть надежда, что они вырастут добрее и тоже научатся любить всех детей...

Однажды, когда семья Каспаровых жила в Германии, в три часа ночи в дверь раздался настойчивый стук. Оказалось, отец маленькой девочки, их сосед-дирижер, просит о помощи. Проснулась, говорит, моя малышка и криком кричит - хочу к Юрию Газаровичу пить чай с мечтой! «Что же это означает?» - смущенно вопрошал сосед. Оказывается, Юрий Газарович, наигравшись с детьми, жившими в их доме, говорил потом: «А теперь будем пить чай с мечтой!» Он щедро подкладывал в чай малиновое или смородиновое варенье с мелкими косточками-крупинками. Дети старательно и честно искали эти крупинки, как свою самую прекрасную мечту, и когда находили, были счастливы.

2 января исполнилось 35 лет семейной жизни четы Каспаровых. Поздравляем Александру Сергеевну и Юрия Газаровича!