- так назывался спектакль, за постановку которого народный театр «Солнышко» Ставропольского ДДТ стал лауреатом краевого фестиваля «Русская драма» куклы художницы Светланы Оганян

За неделю до Нового года мы с фотокорреспондентом Эдуардом Корниенко попали в сказку. За театральными бархатными ширмами уходило ввысь звездное небо. Была ли то ночь или раннее утро, не знаю, но ощущение легкого морозца, снежного и звездного серебра завораживало. Тем более что все это серебро было рукотворным, и, если подойти совсем близко, видно было, что театральные декорации изготовлены из простеньких листов фольги, купленных в магазине елочных «дождиков» и прозрачных гофров от конфетных коробок...

Сотворила чудо художница народного театра кукол «Солнышко» Ставропольского городского Дворца детского творчества Светлана Оганян. Дети-актеры будут в этих декорациях играть новогодний спектакль «Волшебный ключ Деда Мороза», поставленный руководителем театра, молодым режиссером, выпускницей факультета искусств СГУ Аленой Матузенко.

«Солнышко» имеет давнюю историю. Это один из немногих, может быть, единственный в крае детский театр, которому столько лет (уже 38!). Связан он с именем заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Ястребцева: основателя, режиссера, педагога. Виктор Петрович создал его еще при старом Доме пионеров и школьников. У театра тогда был настоящий зрительный зал с настоящей, учитывающий специфику кукольников сценой.

Театр знали в городе и крае. Каких только спектаклей не ставил Виктор Ястребцев и каких только детей не принимал в свою маленькую труппу, воспитывая из них, может быть, не столько актеров, сколько – любящих театр и вообще добрых людей. Некоторые, кстати, стали и актерами. Например, Евгений Карпов, которого телезрители видели в сериале «Бригада» и в других фильмах.

С самого основания работает в «Солнышке» и художница Светлана Филипповна Оганян. Она закончила в свое время художественное училище, делала успехи в живописи. Но к куклам прикипела душой. Они у нее, на мой взгляд, своеобразные, немного похожие на детские игрушки. Нет острых углов, резких линий. Даже Баба Яга очень добрая.

Новая история театра началась в 80-х, когда городскому Дому пионеров подарили большое здание, сейчас уже привычный жителям Дворец детского творчества. Многим кружкам и секциям стало просторнее, лучше. Про детский театр кукол сказать это можно с осторожностью. Играть приходится в приспособленном помещении, на ровном полу. Детям трудно, за 45 минут спектакля они тратят много физических сил, чтобы удержать куклу над ширмой. А нужно ведь и сыграть хорошо. Говорят, В. Ястребцев так и не смог до конца принять новые обстоятельства. Но «Солнышко» выжило и в этих условиях. Продолжает оно работать и после того, как Учитель ушел из жизни. Уже тяжело болея, он присмотрел среди педагогов-организаторов Дворца Алену Матузенко. Когда она брала куклу в руки, та оживала. Как сказала С. Оганян, у Алены отношение к куклам «неадекватное», она их и воспринимает как живые существа. Уже при ней театр стал лауреатом краевых фестивалей «Театральный этюд» и «Русская драма». В его репертуаре около 20 спектаклей, которые показывают не только во Дворце. В новогодние праздники регулярно выступают перед детьми-инвалидами, дают спектакли перед детишками, которые лечатся в краевой психиатрической больнице.

Цели студии те же, что и при прежнем руководителе. Научить ребят видеть и ценить прекрасное, любить театр, любить людей. Традиции поддерживает Светлана Филипповна, Алена у нее многому учится.

Что интересно, из 30 детей актерской труппы большинство – мальчики. Расклад для детского коллектива необычный. Парни ходят в студию по четыре-пять лет. Сами говорят, что они просто выносливее девочек, им легче работать за ширмой. Но, думается, дело не только в этом. «Солнышко» – это семья. А у многих ребят, и мальчиков, и девочек, свои семьи неполные, и столько тепла, сколько они видят здесь, ни в школе, ни дома им не дают. Есть ситуации, когда взрослые, те же Алена Матузенко и Светлана Оганян, стараются помочь решить далеко не детские проблемы своих подопечных. Так, девочка Полина по стечению печальных обстоятельств осталась и без жилья, и без прописки, и соответственно без паспорта. Эти сложные вопросы вот-вот должны разрешиться, пока же Полина учится в колледже № 54, живет в общежитии, и театр для нее – настоящая семья и родной дом.

Программа обучения в студии – пять лет. Ребятам преподают актерское мастерство, технику речи, сценическое движение. Они овладевают русской и зарубежной театральной культурой и учатся делать кукол. Закончив школу, большинство потом приходят в гости, другие продолжают участвовать в спектаклях, а некоторые приводят в студию своих детей. Кстати, у Светланы Оганян здесь вырос старший сын, а сейчас играет в «Солнышке» внук Никита. Судя по всему пойдет в актеры.

Лауреатом краевого фестиваля театральных коллективов образовательных учреждений «Русская драма» театр «Солнышко» стал за постановку спектакля «Не хочу быть собакой». Его герои искали себя. Петух хотел быть Собакой, а Собака – кем-нибудь другим… В конце спектакля каждый понимал, что не нужно отказываться от себя самого. Думается, этому пониманию учатся и юные актеры из «Солнышка».

Лариса ПРАЙСМАН