00:00, 23 декабря 2004 года

Безoбразная школа, или от худого племени не жди доброго семени

В стране сейчас 25,3 миллиона детей школьного возраста. Подготовленность детских организмов к школе в 90-е годы по сравнению с 80-ми годами снизилась в два раза.

В то же время уровни учебной нагрузки в гимназиях и лицеях завышены в восемь раз, при этом минимальная оздоровительная работа проводится лишь в 40 процентах школ.

Современная формально-рассудочная школа включает против ребенка не только учебные перегрузки, но и механизм разрушения здоровья, который игнорирует активность тела и органов чувств, отдавая приоритет инструктивным методам обучения. По данным лаборатории профессора В. Базарного, только за трехлетний период начальной школы творческое воображение ребенка угасает в два раза, а образно-сюжетная целостность мироотражения – в четыре. А ведь это и есть как раз то, что делает нас людьми! По данным ряда исследований, установлено, что 90-95 процентов современных школьников погружаются в тоску одиночества, тревогу, эмоциональный холод, страх. Это толкает к наркотикам, делает детей способными на любые импульсивные аффекты. И сколько ни наращивать число сотрудников в службе по борьбе с наркоманией, нужных результатов не добиться: потребителя наркотиков воспроизводит и внеэмоциональная, безОбразная школа.

От одного десятилетия к другому министры здравоохранения и образования СССР, а затем и России дружно заявляли о том, что именно процесс обучения является главным похитителем здоровья детей в школе. Заявлять-то заявляли, но никаких оздоровительных перемен в учебном процессе не происходило.

К сожалению, самочувствие детей в учебном процессе, качество их физического и психического развития остаются вне критериев оценки школы. Поэтому контроль за самочувствием учащихся – дело не только медиков, но и педагогов. Как отмечено в официальном письме Минобразования РФ, только спустя один учебный год у 60-70 процентов первоклашек возникают нарушения в психическом здоровье! А ведь впереди еще почти десять лет такого дидактического безумия.

Все сказанное выше есть не что иное, как нарушение базовых законов нашего государства: «О гарантиях прав ребенка в РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании». К сожалению, и сами эти законы впрямую не вызывают ответственности за педагогический вред здоровью учащихся.

Сейчас в профильном комитете Совета Федерации готовится закон «Об охране здоровья детей и подростков». Он затрагивает сугубо медицинские аспекты и потому не решит основных дошкольных проблем. Наш с С. Мироновым законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании» (в части приоритета здорового развития учащихся) за то, чтобы учителя, директор школы обязательно применяли только здоровьеразвивающие подходы и методики обучения. Если этого нет, то школа обязана отвечать по закону, который должен повысить ответственность всех за непомерно высокую физиологическую себестоимость непроверенных учебных технологий. Разработчики этого закона добиваются того, чтобы в школах и органах управления образованием осуществлялся регулярный медико-педагогический мониторинг творческих, физических, психических и нравственных параметров каждого ребенка, своевременно оценивались школьные формы патологии, затрагивающие осанку, болезни костно-мышечной системы, зрение, нервно-психическую сферу.

Минздрав и Минобразования считают, что такой мониторинг уже есть. Формально - да, а его реального влияния на жизнь школы – никакого! Еще раз подчеркну: наш закон исходит из главного: в основе нарушений самочувствия и нездоровья школьников лежат не столько медицинские, сколько педагогические причины.

Хотя во многих странах, и в нашей тоже, есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. Это технологии уже упомянутого мной профессора В. Базарного, включающие десятки приемов, в том числе и дидактических, использование в процессе обучения конторок, офтальмотренажеров, других средств. Всего в России свыше 1000 детских садов и школ, использующих в своей работе отдельные элементы системы доктора Базарного. Они воспитывают новое поколение граждан России, то есть определяют перспективы развития нашей страны на 20-40 лет вперед. Но этот уникальный опыт игнорируется российской системой образования.

Когда наши оппоненты утверждают, что на долю «школьной вины» приходится четверть всех детских болезней, то это только на первый взгляд так. Ведь происходящее на уроках из года в год угасание телесной и духовно-психической жизнеспособности – это угасание защитных сил учащегося. Приведу один пример. Школьный зоб, или болезнь щитовидной железы. Медики кричат о нехватке йода в организме. Куда же подевался йод во всей стране? Никуда. Есть он. А вот в школах из-за стрессов и других факторов эндокринная система в целом и щитовидная железа в частности не выдерживают испытаний. Как убедительно доказывает В. Базарный, систематическое воздействие стресса ведет к истощению нервной энергии, что и сопровождается компенсаторным увеличением щитовидной железы.

Проблема соотношения учебных методик и состояния здоровья учащихся актуальна во всем мире. Я буду выступать с докладом в ПАСЕ по теме «Европейское образование и гармоничное развитие учащихся». Причем многие положения моей заявки на доклад взяты из статей разрабатываемого нами законопроекта. У европейцев они не вызывают возражений, а у нас сомневающихся – тьма.

Что я хочу предложить в своем докладе странам Европы? Национальным парламентам – создать правовые гарантии гармоничного развития обучающихся и воспитанников в процессе получения образования; в каждой стране способствовать внедрению принципа: физическое, психическое и нравственное здоровье учащегося должно быть лучше по окончании учебно-воспитательного учреждения, чем до поступления в него. Национальным правительствам – сделать приоритетным формирование нравственной, психической и телесной зрелости личности обучающегося по сравнению с процессом получения им учебной информации. Комитету министров Совета Европы – провести открытый конкурс на разработку общеевропейской стратегической программы «Нравственное, психическое и физическое здоровье и развитие детей в системе до-школьно-школьного воспитания и обучения», на базе которой внести изменения в школьное европейское законодательство.

Проблема, о которой мы говорим, настолько всепроникающая, что может быть одного федерального закона и недостаточно. Не исключено, что нужны новые статьи в Конституции России.

Все ощущают, что с детьми у нас дело обстоит неважно и что надо бы что-то делать. Почему же не делается? Проблема межведомственная, и она требует межведомственного мышления и межведомственного подхода к решению. К сожалению, лиц, облеченных высокой властью, гораздо больше, чем людей, способных комплексно, надведомственно мыслить, а главное – действовать.

Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ