00:00, 10 декабря 2004 года

Времена не выбирают?

Главным было обсуждение предполагаемых изменений и дополнений в Закон Ставропольского края «Об образовании». Внесение этого вопроса в повестку коллегии связано с тем, что краевое законодательство необходимо привести в соответствие с Федеральным законом «Об образовании», который, как известно, претерпел ряд изменений. В частности, пересмотрены нормы отношений собственности в системе образования, порядок финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений для детей с отклонениями в развитии, для одаренных детей, а также нормы социальной поддержки учащихся, воспитанников детских домов, самих педагогических работников.

На некоторых пунктах проекта хочется остановиться особо. По нему в краевом законе «Об образовании», как и в федеральном, понятие «социальные гарантии» будет отсутствовать. Оно заменено словами «социальная поддержка». Это означает, что бесплатные учебники даже для социально незащищенных детей, деньги на методическую литературу для преподавателей, ряд других вспомоществований будет осуществляться только, если деньги на это найдутся на местах. Перестанет быть гарантированной 15-процентная надбавка для педагогов, работающих в гимназиях, лицеях, других общеобразовательных учреждениях, обучающих детей по углубленным программам. Из краевого закона, в соответствии с федеральным, должно полностью уйти понятие «Фонд всеобуча». В последнее время деньги из этого фонда школы получали только раз в году, поближе к экзаменам, но могли помочь выпускникам 9-11 классов хотя бы как-то одеться для выпускного бала – теперь не будет и этого…

Окончательно займет свое место в законодательстве разграничение финансовых обязательств различных органов власти перед образованием. Деньги на зарплату учителям, на покупку оборудования долгосрочного пользования (кроме мебели) будет через субвенции давать край. Средства на содержание зданий, коммунальные платежи – муниципалы.

Вступил в силу новый принцип финансирования: «деньги – за учеником», краевое законодательство должно закрепить это положение. В реальности это означает, что сокращение классов-комплектов в образовательном учреждении может привести к снижению учебной нагрузки преподавателей, их сокращению. Здесь многое будет зависеть от управленческих качеств директоров школ, но законодательно педагоги не защищены – социальная поддержка и социальные гарантии – не одно и то же.

Так совпало, что вчера министр образования и науки России Андрей Фурсенко докладывал в правительстве РФ о приоритетных направлениях развития системы образования в стране. Здесь тоже есть настораживающие моменты. Например, базовый план образовательных учреждений может быть снижен на 25 процентов, возможно введение в школах пятидневки. Ученые и педагоги уже давно высказываются по этому поводу, что под предлогом снижения нагрузки на детей, уменьшается количество часов «бесплатного» образования: «базовый компонент» учебного плана - это стандарт, деньги на который дает государство. Возможно, что те дети, которые в будущем собираются поступать в вузы, в шестой день учебной недели будут добирать необходимые для этого знания за плату. Одним словом, времена в российском образовании наступают жесткие…

Коллегия министерства образования края решила принять проект за основу, резолюция «одобрить» не прошла. Документ будет дорабатываться.

Был рассмотрен также проект Концепции развития образования СК до 2010 года, и вопрос о детском травматизме на дорогах. На заседании выступил министр образования края А. Шабалдас.