00:00, 10 декабря 2004 года

Рыбу чистят с хвоста

14 октября в заказнике «Новотроицкий» начальник райотдела охотнадзора по Изобильненскому району С. Гатилов якобы за браконьерство задержал рыболовецкую бригаду ООО «Югрыбхоз».

22 октября работники крайохотуправления вместе с сотрудником милиции арестовали улов бригады (139 килограммов рыбы).

26 октября рыбаки возобновили работу. Начальник райохотнадзора С. Гатилов потребовал выйти на берег. Затем произвел в сторону бригадира выстрел из табельного пистолета. Лейтенант милиции С. Бацунов вместе с работниками крайохотуправления арестовал все орудия лова.

27 октября в заявлении на имя начальника оперативно-разыскной части ГУВД СК С. Авраменко начальник крайохотуправления В. Флеглер указал, что фирмой ООО «Югрыбхоз» осуществлялся незаконный, бесконтрольный лов рыбы в акватории заказника «Новотроицкий», и потребовал привлечь виновных к ответственности.

4 ноября прокуратура Изобильненского района зарегистрировала жалобу рыбовода ООО «Югрыбхоз» Т. Эминова о незаконном применении оружия С. Гатиловым и неправомерном изъятии имущества рыболовецкой бригады.

9 ноября редакция «Ставропольской правды» направила в прокуратуру Изобильненского района официальный запрос с просьбой проинформировать о результатах прокурорской проверки по данному конфликту, а 16 ноября вышла упомянутая публикация «Куда уплыл арестованный карп?».

20 ноября «СП» получила сообщение зампрокурора района младшего советника юстиции И. Бугаенко о результатах проверки…

Прошу извинить за столь подробную хронологию, однако без этого не понять, почему после ознакомления с письмом прокуратуры о ходе разбирательства появляется…

Больше вопросов, чем ответов

Бугаенко поясняет, что по результатам проверки оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено. Вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы (речь о жалобе Т. Эминова).

А мотивация отказа такова: дескать, начальник крайохотуправления В. Флеглер своим приказом поручил начальнику Изобильненского отдела охотнадзора С. Гатилову в период отлова рыбы в пределах заказника «Новотроицкий» осуществлять контроль «с целью предупреждения нанесения ущерба популяции черной ондатры». Бригада рыбаков ООО «Югрыбхоз» ловила рыбу на территории заказника без участия представителя Ставрополькрайохотуправления.

Вопрос первый: почему охотинспектора Гатилова интересует не сохранность популяции черной ондатры, за которой ему поручено присматривать (здесь никаких нарушений не обнаружено), а рыба, выловленная бригадой, подчиненной Эминову? У рыбаков есть все разрешительные документы на научно-промысловый лов и реализацию добычи. Претензий к бригаде у инспекторов рыбоохраны (у них в первую очередь о сохранности рыбных запасов должна голова болеть) не имеется. Ни у рыбинспектора, контролирующего Изобильненский район, Валерия Сакиркина, ни у начальника оперотряда Владимира Кильпы, отвечающего за борьбу с браконьерством на территории Ставрополья. Их мнением зампрокурора почему-то не поинтересовался.

Теперь об арестованной рыбе. Как следует из ответа младшего советника юстиции И. Бугаенко, «в связи с невозможностью обеспечения длительного хранения рыбы комиссией в составе представителей Ставрополькрайохотуправления был осуществлен выпуск рыбы в акватории заказника «Новотроицкий», о чем был составлен соответствующий акт». Но вот закавыка: по существующим правилам выпускать рыбу в водоем можно только после ветеринарного освидетельствования каждой особи специалистом. Акт во избежание злоупотреблений обязательно подписывают не только те, кто изъял улов, но и те, кто его добыл. Ни одно из этих требований выполнено не было.

И еще. 22 октября разбирательство между рыбаками и представителями охотуправления длилось без малого восемь часов. Рыба находилась в сухой лодке. За это время разве что единственный – особо живучий – карась не уснул.

Выходит, в водоем, из которого пьют жители шести районов края, вывалили более центнера снулых карпов и толстолобиков? Если так, то это уже не административным нарушением попахивает…

Есть странности и в работе милиционеров, принимавших участие в конфликте. Например, старший дознаватель ОВД Изобильненского района М. Баранов посчитал, что рыболовецкая бригада не допустила никаких нарушений, и не поддержал требований работников охотуправления о возбуждении уголовного дела. А вот старший лейтенант И. Лубенченко, изымавший рыбу 22 октября, и лейтенант С. Бацунов, арестовывавший имущество бригады 26-го, безоговорочно встали на сторону работников охотуправления.

Недоумение вызывает и тот факт, что начальник крайохотуправления В. Флеглер обратился с официальным заявлением в милицию 27 октября, а милиционеры Бацунов и Лубенченко побывали на территории заказника 22 и 26 октября. Выполнили задание раньше, чем его получили?

Интересен и протокол, составленный 26.10.04 лейтенантом Бацуновым. В документе указаны понятые и то, что офицер произвел осмотр места происшествия. Что установлено в ходе осмотра, какое происшествие имело место? В соответствующих графах документа прочерки. Тем не менее сделана запись о том, что изъяты лодки, лебедки, невод и другие орудия лова. На каких основаниях арестовано имущество бригады? Ни в протоколе, ни в письме зампрокурора на этот вопрос ответа нет.

Наконец о выстреле, произведенном из пистолета в ходе конфликта С. Гатиловым. В какую сторону стрелял? С какой целью? Или вообще не стрелял? Заинтригованные читатели хотели бы это узнать, но, увы, эти вопросы вообще остались без ответа...

Комментарии специалистов

После публикации материала «Куда уплыл арестованный карп?» в редакцию «СП» поступило письмо старшего государственного инспектора рыбоохраны по Ставропольскому краю Владимира Котельникова, который следующим образом комментирует сложившуюся ситуацию.

Постановлением губернатора края утверждена целевая программа «Экологическое оздоровление Новотроицкого водохранилища на 2002 – 2005 годы». Одним из ее пунктов предусмотрены рыбоводно-мелиоративные работы, направленные на улучшение экологического состояния водоема. Для выполнения этих работ было создано предприятие ООО «Югрыбхоз», которое производило зарыбление водохранилища. Согласно программе, за три года в Новотроицкое выпущено более трех миллионов молоди промысловых рыб. И денег на выполнение этих работ затрачено немало: почти пять миллионов рублей.

Государственным комитетом РФ по рыболовству, предприятием «Азчеррыбвод» Краснодарскому НИИ рыбного хозяйства (на Ставрополье аналогичных учреждений нет) в счет выделенных квот выдано разрешение на право научно-промыслового лова рыбы. Работы выполнялись бригадой ООО «Югрыбхоз» (рыбовод Т. Эминов). Тема исследования: «Разработка прогноза общих допустимых уловов водных биологических ресурсов в малых водохранилищах и озерах Ставропольского края». Срок действия разрешения – с 24.05.04 по 31.12.04.

В. Котельников предоставил в распоряжение редакции письмо директора Краснодарского НИИ В. Склярова. Профессор крайне обеспокоен тем, что лов рыбы, а следовательно, и научные исследования на Новотроицком водохранилище прекращены. В. Скляров утверждает, что выполнение государственного заказа находится под угрозой срыва…