00:00, 3 декабря 2004 года

Новоселицкий детектив

В Генпрокуратуру России направлен депутатский запрос, подписанный вице-спикером Госдумы РФ В. Катренко.

С коллективом разграбленного хозяйства встречался председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ Е. Трофимов, оказавшийся на малой родине по семейным обстоятельствам. Назревает, кажется, серьезная проверка всех сторон этого дела, а длится оно не один месяц. Начиная с марта, по словам новосельчан, вокруг «Колоса» происходит необычная суета. Меняют друг друга решения облеченных властью лиц, возникают ловкие юридические схемы, идет череда судебных процессов, возбуждено несколько уголовных дел – эта почти детективная история еще не закончена.

В главных ролях – двое: упомянутый Александр Шачнев, коренной житель Новоселицкого, и Гасан Гасанов, человек придприимчивый и небедный.

Завязка

Дай только ногу поставить, а весь-то я и сам влезу. (Пословица).

Колхоз имени Ленина, былая гордость и слава всего Новоселицкого района, лет десять назад окончательно встал на колени: из-за многомиллионных долгов в 1997 году было введено внешнее управление. А. Шачнев, назначенный арбитражным управляющим, пытался что-то сделать три года, но в 2001-м град выбил почти пять тысяч гектаров посевов, уничтожив львиную долю озимого клина.

- По тем ценам это было примерно 25 млн. рублей упущенной выгоды, - вспоминает А. Шачнев. – На них мы могли бы закрыть все долги. Конечно, пришлось бы начинать с нуля, но при положительном балансе можно было надеяться на кредит в банке и т. д. Если бы не стихия…

Между тем внешнее управление подходило к концу и ничто лучшее, чем банкротство, перед знаменитым колхозом не маячило. Тогда и родилась идея, которую, кстати, поддержали районные власти, создать новое предприятие, что позволяло освободиться от груза долгов и сохранить трудовой коллектив. Не было одного – оборотных средств. И А. Шачнев стал искать инвестора. Когда внутренние инвесторы, из числа местных руководителей, отказались, единственной реальной кандидатурой оказался глава крестьянско-фермерского хозяйства «Плюс» Гасан Гасанов, совладелец автозаправок, мельниц, макаронной линии и автотранспортного предприятия.

Ударили по рукам, и в августе 2001 года в Новоселицком было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Колос», учредители которого получили равные (по 50%) доли и соответственно права. Генеральным директором стал А. Шачнев. Вскоре сюда перешла основная часть пайщиков колхоза им. Ленина и его же имущество было передано «Колосу» в аренду - можно было проводить посевную.

За последующие годы «Колос» под руководством Шачнева выбился в число лучших сельхозпредприятий Новоселицкого района, где, кстати говоря, много сильных хозяйств. В 2003 году здесь был собран хороший урожай, работники и пайщики получили солидную натуроплату, а доходы позволяли уверенно смотреть в будущее.

Именно с этого момента «Колос» перестал финансово зависеть от инвестора. И Шачнев дал понять партнеру, что отношения их будут изменены...

Появление жены

При дележке 50:50 некоторые требуют для себя и двоеточие тоже. (Лоренс Питер).

В юридической практике считается тупиковым соотношение долей 50:50 при двух учредителях. Однако передел собственности все-таки стартовал… Для начала Г. Гасанов вышел из состава учредителей, а вместо себя ввел туда свою жену Анисат. Сразу после этого было принято решение увеличить уставный капитал со 100 тыс. до 10 млн. рублей, т. е. многократно. До сих пор не ясно, кто был автором этой идеи, т. к. каждая сторона пеняет на другую. Известно лишь, что домохозяйка Гасанова первой внесла недостающую сумму – 4 млн. 950 тыс. рублей. А. Шачнев сделал это позже. Он вносил деньги частями, на что имеет стопку «квиточков», и полностью рассчитался до 22 марта.

Это важно. Потому что 24 марта 2004 года в обществе с ограниченной ответственностью «Колос» произошел переворот. В этот день появился протокол внеочередного общего собрания учредителей сенсационного содержания: уставный капитал был уменьшен на сумму, которую якобы не внес Шачнев, т. е. на 4 млн. 950 тыс. рублей, в результате чего его доля сокращалась до 1%, а доля А. Гасановой, напротив, резко возрастала до 99%. «Мажоритарный акционер» Гасанова тут же проголосовала за избрание нового генерального директора – некоего В. Родионова.

Даже для постороннего наблюдателя протокол может показаться странным. В нем указано, например, что при голосовании по столь серьезной повестке дня А. Шачнев… воздержался. И крайне странным документ показался самому Шачневу, который, по его словам, ни на каком собрании не присутствовал…

Впоследствии краевой арбитражный суд признал данный протокол недействительным (хотя подана апелляция), обратив внимание на то, что, цитируем, «фактически все решения повестки дня внеочередного собрания ООО «Колос» были приняты с нарушениями Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако на это обратили внимание не все…

Например, межрайонная налоговая инспекция № 2, куда обратился с заявлением Родионов, зарегистрировала на основании протокола изменения в учредительные документы и выдала новое свидетельство ООО «Колос». Позже прокуратура признала эту регистрацию необоснованной, свидетельствующей «о халатном отношении должностных лиц налоговой инспекции к должностным обязанностям», и внесла представление об устранении нарушений. Но было поздно…

Пока Шачнев доказывал, что гендиректор – он, Гасанова меняла управленцев как перчатки, и в период их правления в счетах «Колоса» появилась большая дыра…

Лучшие роли второго плана

Единственный вид спорта, где на допинг необходимо проверять только судей – это правосудие. (Стас Янковский).

Наступил апрель. С этого времени судьба районного хозяйства входит в странную взаимосвязь с г. Ставрополем. Так, судья Октябрьского райсуда О. Фуркало запрещает А. Шачневу «заключать сделки, распоряжаться денежными средствами и имуществом ООО «Колос», а также «чинить препятствия в деятельности генерального директора Родионова…»

Стоит подчеркнуть: это сделал ставропольский суд, а не новоселицкий, что было бы куда логичнее. Впоследствии судебная коллегия краевого суда обратила внимание «судей Октябрьского районного суда г. Ставрополя на грубые нарушения процессуального законодательства» при рассмотрении этого гражданского дела. И снова было поздно… В хозяйство нагрянули приставы (опять-таки ставропольские), процитировали Фуркало и изъяли всю производственно-финансовую документацию. Немного позже «Колос» и вовсе перебрался в Ставрополь, с головным офисом на улице Дзержинского, а в селе юридически остался… филиал.

Аккурат после жатвы снова приехали приставы – за урожаем. Дело в том, что новый руководитель «Колоса» (уже не Родионов, а Громов) заключил с КФХ «Плюс» мировое соглашение, а проще говоря, согласился отдать Гасанову 7,3 тыс. тонн зерна по рублю за килограмм… «Это при рыночной цене более трех рублей, - говорит главный бухгалтер ООО «Колос» Ирина Таран. – Да, 7 млн. рублей мы должны были ему (Гасанову как инвестору. – А.Б.) за товарно-материальные ценности, но отдали-то, если правильно посчитать, 21 (!) миллион.

Впрочем, урожай в нынешнем году был богатый, хозяйство заняло в районе одно из лидирующих мест, собрав 22 тысячи тонн, так что пшеницы на всех хватило. Да и сам Гасан Магомедович в личной беседе на убытки не жаловался, сообщив, что «забрал практически все, что вкладывал».

После этого он зарегистрировал на свое имя новое предприятие и назвал его ООО «Надежда».

Благословение кредиторов

Любил дед чужой обед. (Пословица).

В «Колосе» между тем дела шли все хуже. Как снежный ком выросли долги по зарплате. Несмотря на это, очередные «временщики» продали семена подсолнечника по смешной цене, даже ниже себестоимости – «Надежде». Ущерб, нанесенный «Колосу», прокуратура оценила в 3,5 млн. рублей. В общем, «Колос» хирел, а «Надежда» тихо богатела… Как сообщил прокурор Новоселицкого района Геннадий Кошкидько, была инициирована проверка на предмет преднамеренного банкротства предприятия. (В этом смысле символично, что в «Колос» на руководящую должность был принят А. Еристов – человек, бывший в руководителях колхоза имени Ленина при его развале).

Очередной удар «Колос» получил в августе, когда состоялось собрание комитета кредиторов колхоза им. Ленина. На нем было принято решение о продаже колхозного имущества, но не «Колосу», имеющему как арендатор первоочередное право выкупа, а… гасановской «Надежде». Комбайны, трактора, КамАЗы с прицепами, животноводческие и складские помещения, мехток, мехмастерские, автогараж, столярные мастерские, пекарня и так далее… За все это, по словам Г. Гасанова, он заплатил 5 млн. рублей.

- Эта «Надежда» еще не показала, как работать будет, а ей уже технику отдали. А почему не «Колосу»?! – возмущается бухгалтер ООО «Колос» Мария Климова.

Ответ – на ладони. В «Колос» Шачнев может вернуться, восстановив свои права и как учредителя, и как руководителя, а в «Надежде» хозяин один – Гасанов. С «благословения» комитета кредиторов «Надежда» переехала в помещение, служившее конторой «Колосу», и занялась людьми, ведь новому хозяйству нужен был коллектив. Предложение трудоустроиться в «Надежду» получили многие работники «Колоса», причем… от своего же руководства.

- Ко мне подошел Еристов, - вспоминает Николай Пириев. - Пиши, - говорит, - заявление в «Надежду», а не хочешь – ставь машину и уходи. Я машину поставил и по сей день хожу безработным.

Шантаж? Возможно. Но в итоге водитель Н. Пириев, механизатор Н. Лизунов, каменщик Н. Волков, инженер по охране труда В. Нищитенко, заведующий хозчастью В. Пчелинцев, заведующий мехтоком В. Смирнов, экспедитор И. Белозерова, заведующий участком В. Плотников, главный инженер В. Солдатов и другие остались в меньшинстве. Большинство уже ушли к новому работодателю: людям надо на что-то жить…

И еще. Проблема в том, что в свое время колхоз им. Ленина не был приватизирован, поэтому правоустанавливающих документов на его имущество нет. Когда они появятся – неизвестно. До той поры, очевидно, закономерен вопрос: кто в доме хозяин? И, как сообщил газете А. Шачнев, он уже обратился в суд с иском о пересмотре «продажных» итогов, поскольку «Колос», на его взгляд, имел больше прав на колхозную недвижимость и все остальное.

Но «Надежда» сев провела. На колхозной технике. И на земле, которая может оказаться и чужой.

Эпилог вместо развязки

Бардак в стране начинается с вешалки: администрация за пропажу ценных вещей не отвечает! (Владимир Колечицкий).

Председатель комитета Госдумы РФ Е. Трофимов в недавнем послании на имя губернатора края А. Черногорова заметил: «Обращаю ваше внимание на то, что речь идет о лучших землях Новоселицкого района (9 тыс. га пашни), и нельзя чтобы они попадали в руки мошенников».

Земля – пожалуй, единственное, что пока не потеряло свой статус, т. к. договора суб-аренды между «Колосом» и «Надеждой» нет. Остается договариваться с пайщиками. Их около 700. В основном пенсионеры. Те из них, с кем довелось беседовать, говорили, что уже получили предложение передать «кормилицу» в аренду «Надежде». Агитация была что надо. «Даже листовки разбрасывали - мол, кто перейдет, тому сверх всего дадут по тонне отрубей», - рассказывает Виктор Енерт. «Но мы землю никуда не хотим отдавать», - добавляет Раиса Перелыгина.

Кроме дешевого пиара, наблюдалось и нечто похожее на шантаж. Так, по словам пенсионерки Валентины Мокроусовой, якобы был наказ – без печати «Надежды» по талонам «Колоса» хлеб не выдавать. Народ тогда взбунтовался, и номер не прошел.

А. Шачнев, со своей стороны, зарегистрировал ООО «Новоселицкое» (у «Колоса» при таких напряженных отношениях учредителей будущего-то нет) и собирается уйти под эгиду ГУП СК «Ставропольагроуниверсал», т. е. под государственное крыло. Такая возможность сейчас обсуждается. Для этого надо расторгнуть договоры аренды, заключенные на десять лет, с собственниками паев, и пусть люди сами решают, к кому идти – к Гасанову, к Шачневу или, может, в одно из крепких соседних хозяйств. Против такого варианта развития событий не возражает, в принципе никто.

Недавно «Надежда» сменила вывеску – стала открытым акционерным обществом вместо ООО, и в беседе со мной Г. Гасанов обещал поделиться своей собственностью с простым народом, отдав тому часть акций. Лично я не исключаю, что Гасан Магомедович, как честный бизнесмен, рано или поздно сделает из «Надежды» по-настоящему крепкое сельхозпредприятие, где пайщики не будут обижены ни натуроплатой, ни отношением. Но не исключаю и другого: того, что с «Надеждой» случится то же, что и с «Колосом», который зарегистрировали в Ставрополе, - только ее могут «прописать» еще дальше. И хочу обратить внимание: выходцы из Дагестана все чаще фигурируют в числе хозяев ставропольских сельхозпредприятий...

Но главное, что удивляет, - это равнодушие районных властей. Например, глава Новоселицкой райгосадминистрации Александр Нагаев еще на заре конфликта на первой странице районной газеты заявил, что это «Шачнев вводит в заблуждение»… В отличие от Е. Трофимова, который обращался и к губернатору, и к прокурору края, А. Нагаев в колокола не звонил. «В компетенцию районной государственной администрации не входит разбираться во всех этих делах, - сообщил А. Нагаев в телефонной беседе. - Но мы сделали очень многое - провели три собрания и раз шесть сажали стороны за стол переговоров. С моей точки зрения, страшного ничего не происходит».