00:00, 27 ноября 2004 года

Не последний день живем?

Семейная проблематика - непростая, щепетильная, но не из разряда запретных - едва ли когда исчерпает себя. Надо ли совать нос в нее? Наверное… Если, конечно, делать это деликатно и в дозволенных пределах. Зачем? Ну, хотя бы для того, чтобы лучше разобраться в сложностях бытия и чтобы всем нам учиться только на чужих ошибках. А еще потому, что… «Едва ли это дело редакции – мне помочь, но вы хоть поймете меня!.. Я поделилась (или «поделился») с вами своей печалью – и теперь на душе вроде легче стало», - такой мыслью заканчиваются многие обращения в «Ставропольскую правду».

Люди, выходит, нуждаются в сострадании. Да и как не за-глянуть в дом, чей бы он ни был, если тебя приглашают. Разбираешься с иной историей – и самому неловко: каких только обвинений не высказывают бывшие супруги в адрес друг друга, начисто забыв то хорошее, что было когда-то между ними. Готовы все и вся забрызгать черной краской. Словно соревнуются друг с другом в том, кто больше кого опорочит. Не затем ли, чтобы самому на этом фоне выглядеть лучше?

Недавно меня просто поразила своим «открытием» Людмила И. (несколько лет назад о ее сложных взаимоотношениях в семье была в «СП» статья «Любовь, похожая на ненависть»): «Не следует, конечно, носиться с благоверным как с писаной торбой, но и видеть в нем лишь плохое тоже не надо. И не изображать из себя принцессу, которая живет с ним - будто делает ему одолжение. Он, правда, не подарок. Но, по крайней мере, у нас уже нет такого, как было раньше: ты в пику мне одну подлость сделал, а я тебе – две».

Не будем упрощать семейные взаимоотношения, однако заметим: это ж сколько надо было им, людям уже немолодым, потрепать друг другу нервов, чтобы наконец-то оценить хотя бы терпимость и снисходительность!

Увы, лишь красиво – не более того! – звучит легенда о том, как древние гречанки остановили длительную, кровопролитную войну. Как? Да самым обычным, естественным способом – отказав мужчинам-воинам в …любви! Вы можете себе это представить? Я тоже нет. Потому что «чудодейственная музыка сердца» хотя и продолжает звучать в веках, но лишь …в поэзии. А в реальной жизни, отягощенной заботами о хлебе насущном, опошленной современной моралью, ей просто места не находится.

Ну а поскольку «настоящей любви, о которой мечталось» (и которая действительно способна творить чудеса), нет в принципе, так нужно ли делать из этого проблему и убиваться? Уж лучше подумать о другом – о том, как даже в этих условиях мирно соседствовать-сосуществовать. Для этого не мешало бы прежде всего посмотреть на свои поступки отстраненно, будто со стороны. А то я хорошо помню возмущения одной нашей читательницы из Невинномысска: «Я думала, корреспондент приедет по моему письму, распишет, каким пройдохой оказался мой бывший муженек, выведет его на чистую воду. А вы, значит, тоже пошли у него на поводу?»

Да, в социальном институте, который называется «Семья», во все времена было неспокойно. А сейчас и подавно. Что-то зябко стало от «свежих ветров», ворвавшихся в наш быт. Слабо греет домашний очаг. Почему? Нет огонька, чтобы его разжечь? Не хватает умения его поддержать? А может, всё дело в том, что

он не мог не остыть 
         этой ночью:
ты явилась лишь… 
        утром домой,
потому что, наверно, 
           не очень
в полосе дождевых 
         многоточий
отогреться хотелось самой?

В самом деле. Вы не находите, что слишком уж сместились акценты в современной «домашней» морали? Вот уже и «выйти замуж удачно» понимается однозначно: только за богатого! Цинизм выдается за принципиальность, бытовая распущенность за независимость, равнодушие за тактичность… А уж обвинять во всех грехах мужика (я все о том же!) – мёда не надо. Если бы только «Лиза» и другие женские журналы придерживались этой точки зрения – она насаждается чуть ли не повсеместно. Только-только сейчас, кажется, хотя и робко, но начала высказываться здравая мысль о том, что уйти из семьи с одним чемоданчиком, оставив бывшей жене дом с полной чашей добра, нажитого совместно, – это не совсем верно.

Казалось бы, теперь семья не испытывает никакого гнета в смысле предрассудков. Но если ужасающая тенденция бракоразводных процессов есть показатель этой свободы, то зачем она нужна, такая свобода?! Лучше уж действительно заключать семейно-брачный контракт (хотя молодежь едва ли пойдет по этому пути). Если равнодушие к старикам стало нормой жизни, то что это за норма! Если нисколько не зазорным оказывается сейчас определить дряхлого отца или мать в дом для престарелых, да еще хвалиться перед друзьями-подругами, какие они умные да продвинутые: сумели в нарушение установленного порядка оставить себе квартиру, - то у нас, видно, и в самом деле «крыша поехала».

И кто же поможет нам в трудных ситуациях? Милиция? Полноте. Она даже разбушевавшегося дебошира не утихомирит: «Вы там сами друг с другом разбирайтесь!». Приезжавшая недавно в Ставрополь гостья из одной зарубежной страны была немало поражена тем, как бесцеремонно ведет себя бывший супруг одной нашей общей знакомой: под разными предлогами врывается к ней в квартиру. Предостережение: «Сейчас вызову милицию!» (чего в серьезной стране было бы достаточно, чтобы остепенить нарушителя покоя) его лишь распаляет.

Так что же делать? А, думаете, я знаю?! Лишь догадываюсь… Одно лишь однозначно: хотя время и наложило свой отпечаток на родственные взаимоотношения, но, какими бы «деформированными» ни оказались наши духовные ценности, причину многих конфликтов надо, наверное, все-таки искать прежде всего в нас самих - то ли в недостатках культуры, то ли в издержках воспитания.

Трудно быть – не талантливыми и богатыми! – всего-навсего порядочными, добрыми людьми. И мы по большому счету едва ли такими станем. Но попытаться надо. Как? Ну, например, представить себе, что сегодняшний день …последний в нашей жизни. Лишь взять и представить! Стали бы мы тогда вспоминать и копить на кого-то обиды, тем более на родственников?

Есть и другие способы психологической «терапии» для того, чтобы оказаться выше домашних дрязг и чтобы сделать свой дом надежным тылом – тот самый дом, который может стать и раем, и адом. Но о них – в следующий раз. И только - с вашей помощью…