00:00, 19 ноября 2004 года

На грани нервного срыва

Вела совещание заместитель министра культуры края Наталья Заиченко, сразу оговорившая: нам, вступающим в фазу реформы местного самоуправления, пока ясно, увы, лишь одно – что ничего не ясно! И далее Наталья Дмитриевна призвала коллег постараться спокойнее и внимательнее порассуждать. Коллективным, так сказать, разумом. Что и попытались сделать участники встречи, обеспокоенные одной главной заботой: как будет жить районная культура уже совсем скоро – после Нового года? Каким образом предстоит распределить в новых административных структурах полномочия по обеспечению культурного обслуживания населения?

Вообще вопросов возникло так много, что даже простое их перечисление заняло бы немало времени. Тут и проблемы трудоустройства работников подразделений упраздняемых(?) отделов культуры, и судьба малых сельских библиотек, и принципы финансирования отрасли в условиях муниципальной реформы, и целый букет хозяйственных, главным образом имущественных, забот… Для прояснения ситуации организаторы встречи пригласили специалистов правительства края из правового управления, отдела кадрового обеспечения, министерства финансов… Из всех приглашенных откликнулась лишь начальник отдела реестра гос-имущества мингосимущества Ставропольского края Галина Агаркова. Видимо, остальные ведомства пока еще сами недостаточно представляют пути реализации реформы. Невольно подумалось: а как при этом ощущают себя собравшиеся, если пока просто некому даже и обращать свои вопросы?

Естественно, постаралась осветить свою часть, касаемую имущественных дел, Г. Агаркова, за что ей, конечно, были искренне благодарны. Галина Владимировна сразу подчеркнула: до сего дня правительством РФ не утвержден порядок перераспределения имущества, есть, правда, некий закон под № 122, статья 54 которого с расплывчато прописанным порядком также вызывает немало вопросов у специалистов. Обсуждению, однако, не подлежит. После принятия волевого акта правительством все имущество органов и учреждений культуры будет передано новым местным структурам в соответствии с их полномочиями. Чтобы не наломать дров, мингосимущества и минкультуры пытаются сейчас рассматривать возникающие вопросы со всеми «заинтересованными сторонами». Удивительнее всего то, что формального «высочайшего» разрешения на объявленный эксперимент Ставрополье пока не получило. Муниципальные районы еще только в проектах, речь на данный момент идет лишь о поселениях и муниципальных округах. Следовательно, и обсуждать можно лишь судьбу объектов, передаваемых в собственность поселений. Позиция мингосимущества такова: к началу 2005 года имущество органов и учреждений культуры районов должно быть передано в казну Ставропольского края – для его надежного сохранения. Если в ходе реформы в конкретном районе будет создан отдел культуры, тогда и пойдет речь о передаче полномочий органу, имеющему статус юридического лица. Тут в зале Дома народного творчества зазвучали возгласы, дескать, растащат по частям и так-то не шибко богатое культурное хозяйство. На что Г. Агаркова отреагировала четко: не растащат! Мингосимущества также заинтересовано в сохранности всего имеющегося.

Другое дело: проблема заключается не только в имущественных вопросах, но и в организационных, правовых, даже, если хотите, моральных. Ведь решать в каждом районе новые власти будут по-своему. При всей вроде бы очевидной ясности того, что культура-то каждому району, городу и селу и в новых условиях будет нужна, ситуация запутана и, естественно, пугает людей, оказавшихся, по сути, ее заложниками. Вот эта неопределенность хуже всего. Нужна-то культура нужна, но вот какому руководителю в каком объеме она представляется, так сказать, оптимальной и насколько готов будет этот новый руководитель прислушаться к мнению самих работников культуры, решая судьбу не просто зданий и расположенного в нем имущества, но – главное – судьбы людей, которые там трудятся? Им же пока остается одно – ждать.

Весьма остро звучала на совещании тема так называемых межпоселенческих функций. Например, как будут поделены фонды районных библиотечных систем и в каких формах будут нынешние методические кабинеты сотрудничать с «отколовшимися» библиотеками сел? Ведь если книги останутся на «родных» стеллажах в своем населенном пункте и выдающий их читателю библиотекарь тоже, то с пополнением фондов и действующим ныне книгообменом в рамках ЦБС все та же неясность. Аналогично с методобъединениями, автоклубами, киновидеопредприятиями, работавшими на весь район. Их-то как делить? Ни один райцентр не будет заниматься ими в интересах всего района, у него и своих забот полно. Словом, достаточно печально все это выглядит даже со стороны. А что уж говорить о переживаниях людей, многие из которых отдали по двадцать и более лет формированию стройной системы культуры в своем районе, а теперь не знают, что станется с делом их жизни… Впрочем, их чувства, как это у нас водится, никого не волнуют на фоне масштабности затеваемых преобразований.

Вряд ли культура в целом будет выброшена муниципальной реформой за борт административно-структурного корабля, на этот счет паниковать не следует, да никто, в общем-то, и не паникует, при том, что обстановка сама по себе складывается нервная. А вот выразить обоснованное беспокойство люди имеют право. Ибо авторы реформ явно не все продумали в деталях, и теперь эти детали болезненно отзываются на всем процессе. В правительстве края утверждают: вопрос о ликвидации не стоит, и вообще отделы культуры в районах будут и обретут статус юридических лиц. Но вот детали, детали…