00:00, 17 ноября 2004 года

Закон и власть – на стороне музеев

Впрочем, широкие массы населения не особо интересует, какой орган власти как будет называться и формироваться, их волнуют «простые» вопросы: где они будут получать зарплату и кто предоставит им ту или иную социальную услугу. И это нормально. Реформы всегда делались небольшим кругом ответственных лиц. Это касается и реализации в новых условиях законов о музеях. Государство оставило за собой содержание и сохранение музеев, ибо столетиями именно государство копило музейный фонд, фактически не имеющий денежного эквивалента в стоимостном выражении. Можно ли оценить в рублях даже самый незначительный архивный документ или маленькую вырезку из старой газеты? Музейные стены тоже важны – чтобы они не сгнили, чтобы крыши не протекли, но они важны как средство сохранения фондов. В 1996 году новый закон утвердил все музейные фонды Российской Федерации, независимо от их местонахождения, государственным достоянием. В продолжение этого встала проблема: как оформить хранение фондов в субъектах Федерации?

- В соответствии с законом мы можем передавать часть полномочий на муниципальный уровень, - рассказывает заместитель министра культуры Ставропольского края Владимир Лычагин. – И сейчас мы прорабатываем условия перевода 37 музеев на государственное содержание. Помимо сложностей технического, юридического порядка, важнее всего то, что губернатор и правительство края озабочены этим и решают проблему таким образом: часть музеев, имеющих российское значение, с уникальными коллекциями - такие, как музеи Лермонтова, Шаляпина, крупные краеведческие в Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, как два ведущих краевых музея – краеведческий и изобразительного искусства, становятся государственными учреждениями культуры краевого подчинения. Те же музеи, которые не имеют статуса юридического лица, в следующем году станут филиалами центрального краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве. Надо сразу подчеркнуть, что это промежуточный вариант, рассчитанный на один год.

Что же произойдет в течение 2005 года? При участии краевого музея, основываясь на его опыте и методической помощи, музеи разработают и оформят свои уставы, после чего все они – даже небольшие сельские – перейдут на самостоятельный баланс, напрямую подчиняясь министерству культуры края. А на следующем этапе планируется передать часть полномочий по управлению музеями в территории. Главы муниципальных образований, таким образом, получат право тратить бюджетные деньги на содержание зданий музеев. И смогут на законном основании, например, завершить ремонт в тех музеях, где он уже начат, но еще не завершен – Георгиевском, Светлоградском, Ессентукском. Ответственность за хранение коллекций делится между краевой и муниципальной властью, согласно заключаемому договору. Сделать это сегодня невозможно ввиду сверстанности бюджета 2005 года. А в следующем, 2006-м это уже будет учтено.

- Хозяин один – государство, а вот содержание будет строиться на основе партнерства, - уточняет В. Лычагин. - Ведь музеи никуда не денутся, они останутся на своих местах и будут работать на свои территории. И город, и село поэтому должны нести свою долю ответственности за эти учреждения. За два года нам предстоит провести сверку фондов, занести сведения в единый электронный музейный каталог России и аналогичный – Ставропольского края. Здания же будут разной формы собственности – и краевой, и муниципальной. Нам не нужна излишняя регламентация, ведь понятно, что на местах лучше видят свои насущные нужды.

Не создаст ли последний тезис угрозу переселения ряда музеев волею местных властей из более-менее приличных помещений в абы какие? Здесь министерство культуры края вправе и собирается активно влиять на этот процесс. Кстати, такая спорная ситуация уже сложилась в Минеральных Водах, где музею несколько лет назад было отдано помещение бывшего универмага. Оно явно не приспособлено под музейные нужды, но никак не может быть отнято обратно, во всяком случае до законодательного оформления тех самых партнерских отношений. Что касается кадровых вопросов, казначейского согласования средств, передвижения финансов – все это остается за министерством. И так строится эта работа во всем цивилизованном мире: каждый уровень власти везет свой воз.

Вот и выходит по пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. «Несчастье» в лице хлопотной реформы обещает повернуть власти к музеям лицом, едва ли не впервые за все последние десять-пятнадцать лет. Да, есть опасение, что возникнут проблемы сугубо организационного, управленческого характера. Нельзя допустить, например, задержку заработной платы музейным работникам, денежные потоки должны пройти, куда надо и в нужные сроки. Большая ответственность возлагается на Ставропольский краеведческий музей как на главного распорядителя средств в 2005 году. Его бухгалтерии тут не позавидуешь. Не до конца ориентируются в этом вопросе и ряд районных руководителей и чиновников. И все же угрозы типа «я их выселю» со стороны какого-нибудь главы или мэра сегодня не пройдут, а будут рассматриваться в судебном порядке. При всех сложностях главное здесь то, что музейная коллекция – государственная, и никто не может на нее «лапу наложить», закрыть, рассредоточить, сократить и т. п. Даже самые мелкие и не слишком ценные собрания должны быть защищены!

Можно в итоге ожидать и упрочения стабильности материального состояния музеев, ибо заключаемые договоры будут предусматривать не только «прожиточный минимум» - зарплату и коммунальные расходы, но и ныне отсутствующую статью расходов на охрану фондов, их развитие. На это рассчитывает и взваливший на свои плечи новые филиалы Ставропольский краеведческий музей. Да, мы первыми в России взялись за эту работу, и завершить ее должным образом – значит дать образец действий для всей страны. В крае сохранен крепкий каркас музейной сети. На нем в будущем начнут появляться музеи другого уровня. Сегодня же создание музейного объединения – хотя бы временного – продиктовано ситуацией реформы. Кто-то должен помочь музеям, не сумевшим до сего дня обрести статус юридического лица. Они в полной и неконтролируемой власти территорий и по закону не могут перейти под крыло муниципалитета: нет такой строки в законе! А ради спасения коллекции этим музеям просто необходимо сейчас войти в какую-то государственную структуру.

Музей им. Г. Прозрителева и Г. Праве, обладающий двадцатилетним опытом деятельности в качестве музейного объединения, вполне логично вновь становится им сегодня, вбирая в себя полтора десятка филиалов, бросая им своего рода спасательный круг. Будут определенные неудобства, вплоть до проблемы приобретения самого элементарного – только через головной музей. Зато через год система обретет новые законные черты и права. Союз музеев России внес в правительство и Госдуму РФ поправку (точнее было бы назвать ее дополнением и весьма существенным), разрешающую муниципалитетам создавать и содержать свои музеи. В случае ее принятия – а на это очень рассчитывают музейщики – в дальнейшем музейная сеть начнет жить полноценной и плодотворной жизнью.

Итак, на предстоящий год в музейное объединение вольются Шпаковский районный музей с его Татарским филиалом, Кочубеевский с Балахоновским и Беломечетским филиалами, Предгорненский, Буденновский городской музей... Уникальная ситуация с Прасковейским музеем, где пока ни одна единица фонда не поставлена на госучет. Сейчас его содержит село, а далее как? А еще одна проблема – музей села Гофицкого. Замечательный музей, созданный в свое время боевым летчиком, учителем истории и художником Юрием Ивановичем Бельгаровым. Ему даже выделили очень хорошее здание, где он собственными руками оформил все экспозиции и стенды. А сейчас музей просто некому содержать!

- По нынешнему положению ни мы, ни даже министерство не обязаны ломать себе голову по поводу этих музеев, так как формально они ничьи, - говорит Николай Охонько, директор Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве. – Но не можем себе этого позволить! Сейчас думаем, каким образом включить этот музей в государственную структуру. Может быть, как филиал Петровского районного… К сожалению, некоторые руководители музеев пока еще не осознали сложность обстановки. Ряд глав районов вообще решили почему-то, что у них отберет музеи краевой центр. Но это же абсурд, никто не тронет ни одну коллекцию, все они будут работать на своих территориях. Видимо, чувство собственника не позволяет кое-кому видеть ситуацию шире. Понять ее. Мы как центральный краевой музей просто обязаны – а сейчас особенно! – выстраивать государственную политику в своей сфере. Потому и идем на все издержки, в том числе морального плана. Впервые за все по-следние годы вопрос встал как никогда остро: быть или не быть музеям. У нас в стране уже столько случилось всевозможных кризисов, что мы как-то к ним привыкли, что ли… И сейчас некоторые по инерции думают, что все само собой как-нибудь образуется. Не образуется, если не побеспокоимся. Вот почему сегодня особенно радует внимание к нам со стороны губернатора, правительства края, министерства культуры, на всех этих уровнях мы встречаем понимание и стремление помочь.

Кстати, опыт Ставрополья уже начинает привлекать внимание в других регионах. Так, в конце ноября в Кисловодске соберутся министры культуры субъектов Южного федерального округа, чтобы посмотреть, в частности, и на проводимую сегодня в крае реорганизацию музейной сети. И это при том, что наши работники культуры еще сами только изучают обстановку и рассматривают варианты.

Вряд ли очень обрадовались сотрудники Ставропольского краеведческого музея ожидающей их «нагрузке», да еще за все ту же унизительно низкую зарплату. Но как истинные профессионалы они поняли, что надо помочь. Даже в условиях напряженной подготовки к 100-летию музея, которое будет отмечаться в будущем году. Коллектив ведь еще и разрабатывает новую концепцию развития музея, рассчитанную, по сути, на следующее столетие. Суть документа – преобразование музея в музей-заповедник с включением в его структуру самых разных объектов природного и культурного наследия. Таких, например, как известный археологический памятник Татарское городище. Новая концепция предполагает принципиально иную туристско-экскурсионную составляющую. А важнейшие объекты историко-культурного природного наследия, от Кавминводского до Маджарского ареалов, также – в рамках реформы – возможно объединить в зону регулируемого законом и властью культурологического пользования.

- Для Ставропольского края, с его почти всеохватной техногенной освоенностью угодий, особенно важно уберечь для потомков хотя бы оставшиеся осколки нашей природной подлинности, оригинальности и ценности, - подчеркнул Н. Охонько. - И кому же этим заниматься, как не музею в его качественно новом понимании – музею ХХl века?..

Одна из бед современного российского государства в том, что у нас культурный продукт не имеет сегодня реальной рыночной стоимости! Как его оценить – нет методики у финансистов и экономистов. А делать это нужно. И когда ж еще, если не в ходе структурных реформ, прямо-таки требующих четкости во всем. Иначе это будет не реформа, а перестановка стульев в кабинетах ответственных чиновников и смена табличек с названиями их должностей.