00:00, 16 ноября 2004 года

Куда уплыл арестованный карп?

Версия первая

Пятнадцатого октября начальник райотдела охотнадзора по Изобильненскому району Сергей Гатилов докладной запиской проинформировал руководство Ставрополькрайохотуправления о том, что днем раньше (14 октября) в заказнике «Новотроицкий» была задержана бригада из пяти человек, производившая отлов рыбы неводом. В докладной указывалось, что отлов производился без согласования с крайохотуправлением. С. Гатилов подчеркнул, что вопреки его требованиям выпустить рыбу в водоем, улов (около двух с половиной тонн) был вывезен с территории заказника на автомобиле «Газель». Кроме того, представитель нарушителей, назвавшийся Тимуром – главным рыбоводом ООО «Югрыбхоз», вел себя вызывающе и угрожал физической расправой. По факту нарушения составлено пять протоколов.

К докладной записке был приложен акт комиссии, где утверждалось, что бригада рыбаков действительно выловила более двух тонн рыбы (в основном толстолобик и карп, средняя «навеска» – пять-шесть килограммов). Помимо С. Гатилова, акт подписали егерь заказника «Новотроицкий» А. Фищев, общественный охотинспектор А. Маслов и егерь крайохотуправления А. Косинов.

Двадцать седьмого октября появился еще один документ. В заявлении на имя начальника оперативно-разыскной части ГУВД СК по линии борьбы с экономическими преступлениями С. Авраменко руководство крайохотуправления утверждало, что «фирмой ООО «Югрыбхоз» осуществлялся незаконный, бесконтрольный отлов рыбы в акватории государственного природного заказника краевого значения «Новотроицкий» с последующей реализацией продукции лова. При этом был нанесен значительный ущерб биоресурсам заказника».

Подписавший заявление начальник Ставрополькрайохотуправления Владимир Флеглер просил правоохранителей дать оценку деятельности ООО «Югрыбхоз» на территории заповедника и привлечь виновных к установленной законом ответственности.

Маленький нюанс: это заявление появилось не тотчас после составления первых протоколов (докладная записка поступила в крайохотуправление 15.10.04), а после того как на Новотроицком случились еще две конфликтные ситуации (одна из них – со стрельбой). Отсюда…

Версия вторая

В жалобе, зарегистрированной прокуратурой Изобильненского района четвертого ноября, главный рыбовод ООО «Югрыбхоз» Т. Эминов сообщает, что 22.10.04 в соответствии с лицензией Краснодарского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и разрешением Государственного комитета РФ по рыболовству производился научно-промысловый лов рыбы на Новотроицком водохранилище. Прибывшие на место сотрудники крайохотуправления сорвали провод с лебедки, вызвали работников милиции. Пойманная рыба была взвешена и изъята. В течение четырех дней члены бригады и рыбовод пытались выяснить, куда делся улов. Безрезультатно.

Возобновили работу 26 октября. Бригада во главе с Ю. Налбандовым двигалась на лодке вдоль берега. Внезапно появившийся С. Гатилов взмахом руки приказал остановиться. Остановились. Госохотинспектор потребовал немедленно выйти на берег. Но лодочный мотор сразу не завелся. Тогда (по тексту жалобы) Гатилов «достал пистолет и произвел выстрел вытянутой рукой в сторону Налбандова Ю.Б. – бригадира».

Прибывший на место происшествия лейтенант милиции Сергей Бацунов взял объяснения с участников конфликта. Затем наложил арест на имущество бригады: шестисотметровый невод, лебедки, другие приспособления лова были переданы, как говорится в жалобе, «на ответственное хранение С. Гатилову».

Где в настоящее время находится наше имущество, пишет в прокуратуру Т. Эминов, мы не знаем. Вследствие незаконных действий работников охотинспекции и сотрудников милиции бригада не только лишилась орудий лова, но и средств к существованию…

Информация к размышлению

Самое интересное, что в сложившейся ситуации работники Ставропольской краевой инспекции рыбоохраны, у которых в первую очередь должна болеть голова о сохранности тех самых карпов, толстолобиков, лещей и прочей ихтиофауны в Новотроицком водохранилище, никакого криминала в действиях рыболовецкой бригады не усматривают. По словам рыбинспектора Валерия Сакиркина, который контролировал действия бригады, для ведения научно-промыслового лова Тимур Эминов и его подчиненные имеют все необходимые документы: разрешение и лицензию Госкомрыболовства, договоры с Азовочерноморским бассейновым управлением (Азчеррыбвод) и Ставропольской ГРЭС, ветеринарное удостоверение…

А еще – приказ начальника крайохотуправления № 29, вменяющий в обязанность начальнику Изобильненского райохотнадзора С. Гатилову контролировать лов на акватории заказника «с целью предупреждения нанесения ущерба популяции черной ондатры и природной среды ее обитания». Правда, приказом № 38, датированным 19.10.04 (вручен рыболовецкой бригаде 22 октября) аннулируется приказ 29-й. Формулировка не совсем понятная: «В связи с тем, что ООО «Югрыбхоз» систематически производились нарушения режима особо охраняемой природной территории заказника «Новотроицкий», выразившиеся в бесконтрольном лове рыбы в особо крупных объемах в акватории заказника».

Судя по протоколам, составленным Сергеем Гатиловым, популяции черной ондатры, пернатым и иным обитателям заказника рыбаки никакого ущерба не причинили. Что касается рыбы, то, повторюсь, ее сохранности в первую очередь должна беспокоить рыбинспекцию.

Она и беспокоится: начальник оперативного отряда, заместитель начальника рыбоохраны Ставрополья Владимир Кильпа, по его словам, лично контролировал выпуск в водохранилище почти двух миллионов мальков толстолобика, белого и черного амура, пеленгаса. Выходит, утверждение «не сеяли, не пахали, а урожай сняли» беспочвенно. А то, что воды Новотроицкого «моря» благодаря зарыблению очистились от водорослей, видно невооруженным взглядом.

Что касается научно-промыслового лова рыбы, то тот же В. Кильпа и генеральный директор ассоциации «Ставропольрыбпром» В. Коханюк в один голос утверждают, мол, из разрешенных Азчеррыбводом полутора тонн рыбы по состоянию на 15.10.04 выловлено 1170 килограммов. А две с половиной тонны, якобы добытые бригадой и зафиксированные актом охотинспекторов, по мнению специалистов, плод их воображения. Просто у зависти глаза велики. Взвесить рыбу и сверить данные с накладными (бригада на это была согласна) С. Гатилов со товарищи отказались. Это одно. Второе: такой груз даже теоретически не может поместиться в багажном отделении автомобиля «Газель».

А вот арестованная 22 октября рыба была взвешена (139 килограммов). Участник процедуры изъятия старший лейтенант милиции Игорь Лубенченко на вопросы рыбовода и бригадира ответил, что за сохранность товара беспокоиться не стоит: его до окончания разбирательства поместят в холодильник. Потом появился акт, свидетельствующий о том, что более сотни килограммов карпов и толстолобиков выпущено в Новотроицкое водохранилище.

Теперь давайте поразмышляем. Рыба была выловлена в десять утра и находилась в сухой (без воды) лодке. «Разборки» с правоохранителями и представителями охотнадзора длились почти восемь часов. За это время даже самый живучий карась умрет. Сбросить в Новотроицкое такое количество снулой рыбы – значит сознательно за-грязнить водоем, из которого пьют жители шести районов края. В не столь давние времена такое и диверсией могли признать.

Но волноваться жителям прибрежных районов, наверное, не стоит: злые языки утверждают, что вся изъятая рыба была продана на рынке Солнечнодольска. И даже цену называют: по сорок пять рублей за килограмм…

Но это всего лишь слухи и домыслы. Куда уплыл арестованный карп? Правомерно ли и в какую сторону стрелял начальник райохотнадзора Гатилов? На эти вопросы отвечать не мне, а разбирающейся в конфликтной ситуации прокуратуре, куда редакция «СП» направила официальный запрос.