00:00, 13 ноября 2004 года

Если семинарист не читает книг,


У входа в здание семинарии вас первым встретит сидящий за столом семинарист, исполняющий обязанности дежурного вахтера. Вот и в этот день рослый юноша находился на своем посту. Причем от обычного учрежденческого стража порядка парень отличался не только молодостью, черным подрясником и почти армейским почитанием старших по званию – завидев приближающегося к нему проректора семинарии игумена Романа, вскочил и вытянулся в струнку. На столе лежала открытая книга, еще с десяток стопкой находились рядом. Учебники? Оказалось, не они одни. И богословские труды, и то, что принято называть научно-популярной литературой, и даже стихи. Не прост будущий батюшка, ох не прост.

- Вообще-то не положено на вахте книги читать, - заметит позже в нашей беседе отец Роман (Лукин). - Но семинаристы часто это делают, и мы с них не взыскиваем. Наоборот. Если человек не читает, если я его не вижу с книгой, то для меня сей факт – повод для серьезного беспокойства…

И надо сказать, семинаристы с книгами не расстаются ни в учебной лаборатории, ни в келье, ни даже при дежурстве на вахте. В отличие от многих мирских сверстников, среди которых настоящих книжников – и это не секрет - не густо. При этом нельзя сказать, что в семинарию поступает исключительно высокообразованная, начитанная молодежь. Как правило, приезжают ребята в основном из сельской местности, из небольших городов. Школа же нынче, особенно сельская, не просто любви к книге не прививает – элементарной грамотности зачастую не дает. Что, между прочим, напрямую взаимосвязано: тот, кто мало читает, грамотным быть не может. А вот в семинарии с первых дней учебы юноша попадает в атмосферу, уже изрядно выветрившуюся из мирских вузов и техникумов. Не читать здесь – стыдно и неприлично, нечитающий вроде белой вороны у семинаристов. Думается, дело тут не только в специфике духовного образования, требующего от человека особой внутренней сосредоточенности. И не только в том, что бесплатное семинарское обучение в отличие от платного вузовского изначально предполагает: человек за знаниями пришел, а не за дипломом. Знаний же без книги не приобретешь. Речь еще и о стародавней традиции, об особом нравственном настрое, поддерживаемом и руководством Ставропольской и Владикавказской епархии, и преподавателями самой семинарии.

Церковь сохранила на протяжении веков особое уважение и к книге, и к людям, работающим с книгой. Например, заведующий библиотекой издавна считался и по сей день считается третьим по значимости должностным лицом в семинарии – выше только руководитель учебного заведения и духовник. Согласитесь, это говорит о многом. Сотрудникам городских, сельских, вузовских, школьных библиотек о подобном даже не мечтается.

- Правда, сейчас фонды наши победнее, чем до революции, - рассказывает заведующий библиотекой Ставропольской семинарии Николай Лагутов, кандидат богословия, выпускник Московской духовной академии. – Тогда было 100 тысяч томов, а осталось 25 тысяч. Но все необходимое имеем в полном объеме, кроме того, есть около семисот томов старых книг, в том числе издания ХVlll-ХlХ веков…

Действительно, каталог библиотеки, систематизированный, кстати, по методике Московской духовной академии, достаточно богат и разнообразен. Особенно впечатляет выбор учебной и богословской литературы на стеллажах. Художественной – в основном это русская классика - тоже вполне хватает. Есть книги и брошюры на узкоспециальные темы, от научных трудов по борьбе с тоталитарными сектами до пособий по вызволению молодежи из плена наркомании. Большим спросом пользуется и разнообразная церковная периодика.

Предмет особой гордости семинарской библиотеки – ее раритеты. Их немного, но все же они есть. Почему немного – понятно, непростая биография самой семинарии все объясняет.

Библиотека, существующая, как и семинария, с 1846 года, после революции была разорена и буквально разграблена. Кое-что умные люди сумели сохранить в запасниках Ставропольской краевой библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. И вот уже в наше время 500 сохранившихся старых книг из Лермонтовки возвратились в семинарию. В том числе такие, безусловно, ценные издания, как часть многотомной «Патрологии» аббата Миня на латинском, требник ХlХ века, «Октоих» (песнопения) ХVlll века и ряд других. Идут переговоры о возможной передаче семинарии еще одной партии книг, остающихся пока в главной краевой библиотеке, и, надо полагать, вскоре такая передача состоится. И все же до былого книжного богатства далеко. А приобретение хороших изданий сегодня требует немалых средств, которых у семинарии, конечно же, просто нет. Остается одна надежда – на дарителей. Тем более что традиция дарения книг здесь была заложена еще первым епископом Кавказским и Черноморским Иеремией и его преемником святителем Игнатием Брянчаниновым. Эту традицию продолжает и нынешний епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, подаривший семинарии уже около 300 книг. Но есть в числе дарителей и миряне! Так, в соответствующий синодик занесено с благодарностью имя профессора, преподавателя вуза Анатолия Гончарова, передавшего семинарии всю свою личную библиотеку, – солидный подбор русской классики.

Как бы ни были пока ограничены возможности этой необычной библиотеки, совсем не случайно идут сюда наряду с семинаристами и священниками очень многие миряне, немало времени проводят здесь и ученые Ставрополья, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Краснодарского края. За полтора десятка лет после своего второго рождения она сумела стать и уникальным по набору литературы хранилищем, и важнейшим духовным центром. Ведь при всем обилии разного рода изданий, встречающихся в книжных магазинах и киосках, пожалуй, только здесь вы сможете правильно сориентироваться и найти именно то, что вас интересует. Семинарская библиотека собрана тщательно и продуманно. Если и нет пока здесь оригиналов и печатных некоторых изданий, зато в наличии их фотокопии – Киевской псалтири, Сказания о Мамаевом побоище, Сказания о Борисе и Глебе. А скоро и электронные версии раритетных книг появятся – семинария от времени не отстает. Вот и едут люди из других городов, районов края. Потому что, хотя почти во всех приходах епархии (а их около 400) и созданы свои библиотечки при храмах, они, естественно, не заменят пусть и не такого крупного, как в ХlХ веке, но все-таки солидного собрания духовных книг.

Со времен первых кавказских архиереев живет в семинарии любовь к печатному слову, живет почитание пищи духовной. Недаром же и сами семинаристы не только постоянно бывают в своей библиотеке, но, становясь здесь истинными книгочеями, начинают расширять свои книжные интересы, искать нужные издания на книжных развалах в городе. Конечно, скромные доходы не позволяют ребятам приобретать очень дорогие книги, но ведь уже одно лишь желание общения с хорошей книгой делает честь современному молодому человеку, будущему пастырю – тем более.