00:00, 4 ноября 2004 года

Взгляд провинциала с оттенком нежной грусти

Владимиру Яковлевичу Грибачеву удалось прожить без особых обид, без поз и роли адепта какого-либо новомодного направления в искусстве. Он говорит, что в любом направлении ценит лишь профессионализм и духовность. Сущность его жизни - многолетний упорный труд, начавшийся еще в юные годы.

Родился художник в с. Стародубском Буденновского района Ставропольского края в 1949 г. Детство прошло на селе, в школьные годы подрабатывал на элеваторе и, заработав там денег, уехал поступать в Орджоникидзевское педагогическое училище на отделение рисования и черчения. С собой на вступительные экзамены привез альбом зарисовок. Выставка студенческих работ в залах педучилища показалась ему недосягаемо прекрасной. «С перепугу», как он выражается, сдал все экзамены на пятерки и поступил сразу на второй курс.

- Сначала дела шли туго. Рисунок вел художник В. Глодов, живопись - заслуженный художник РСФСР Н. Жуков. Они посоветовали для начала делать зарисовки. Делал их по 100-150 в день и постепенно выровнялся в мастерстве со второкурсниками. В 1969 г. В. Грибачев закончил училище и приехал в с. Покойное преподавать рисование и черчение. Познакомился с молодой девушкой, филологом Ларисой Михайловной, которая стала ему верной женой и матерью двоих детей. Позже переехали в Буденновск. Много работали. Для творчества оставалось лишь свободное от работы время. Ездил в Осетию на выставки. В 1977 г., когда в Буденновске стали строить крупнейший в Европе завод пластмасс, сделал огромные по размеру линогравюры, посвященные этому строительству. Черно-белые гравюры изображали котлованы, стройку, рабочих. Их с удовольствием приняли на краевую выставку в Ставрополе. В 1978-1984 гг. Владимир Грибачев учился заочно в Кубанском государственном университете на факультете художественной и технической графики. Собственноручно изготовил офортный станок и стал делать офорты, посвященные родным местам: хлеборобы, земельные угодья юга, природа наших мест. Офорты имели успех на выставках, закупались. В качестве поощрения молодому художнику предоставили возможность ежегодно бывать в Доме творчества художников-графиков «Челюскинская» в Подмосковье. Там он встречался с цветом отечественной графики, знаменитостями 80-х годов: В. Куприяновым, А. Ливановым, В. Рузановым, А. Димко, С. Миклашевичем... Все эти люди, такие разные, оказали на него глубокое позитивное влияние. Они же смогли разглядеть его главную внутреннюю суть - любовь к провинции, к родным местам. Любовь с оттенком нежной грусти.

От копирования природы художник обратился к философскому осмыслению жизни. Провинциалу, как говорит Владимир Яковлевич, всегда обидно, что информация в провинцию доходит с искажениями. Провинция заброшена, находится на обочине жизни, и все же она дорога сердцу художника до боли. Грибачев гравирует целую серию офортов, посвященных провинции. Вот лист «Игроки» - из огромной темной массы деревьев пробивается на стол у дома луч самодельной лампы. За столом играют в карты. Где-то среди степей, деревьев пробивается росток обычной провинциальной человеческой жизни, которая бьет, как источник духовной теплоты, единения. В листе «Свадьба идет» сквозит та же нота печали и теплоты. Люди, изображенные художником несколько утрированно, маленькими, бесшабашно веселыми, бредут в огромном, как бы подавляющем их пространстве. Этот прием позаимствован у представителей голландской бытовой живописи XVI-XVIII вв. Есть в листах о провинции и трагические ноты, фантасмагории. Например, на одном из листов головы людей превращаются в воздушные шары и улетают в небо. Человек хрупок и одинок перед небесами, которые уносят его за собой.

Любовью и нежностью к родным местам, трудолюбивым виноградарям Буденновска наполнены яркие гротескные и чем-то напоминающие живопись прошлых веков листы из серии «Песнь молодого вина». Работы Владимира Яковлевича приобретают виднейшие галереи Европы, охотно раскупают и русские меценаты в Москве. Упал железный занавес, и новое русское интересное, высокопрофессиональное искусство пошло валом на западного покупателя. Тогда было время покупательского бума на русскую живопись и графику.

Художник с удовольствием пишет и живописные работы - «Носильщик», «Бомж». Кстати, его бомж - реальное лицо. Этот человек в нелепом длиннополом пальто приходил к художнику и говорил, что хочет купить за приватизационный чек квартиру. Наивно и трагично...

В 1994 г. В. Грибачев устраивает в Ставрополе персональную выставку из 70 работ и переезжает в Ставрополь. Со временем становится директором художественного фонда и много делает для того, чтобы узаконить существование Союза художников России и его собственности. Только в 2003 г. он покидает пост директора фонда. В творчестве начинается в эти годы «роман» со Ставрополем. Он пишет портреты своих знакомых, писателей, историков, ретроспективные портреты исторических деятелей России. Делает и заказные работы - в основном это огромные триптихи, посвященные архитектуре города. Чтобы создать их, предварительно сделаны десятки акварельных вариантов. Современные здания сочетаются с историческими. Есть и виды утраченных сооружений - Троицкого собора (1830), Преображенской «базарной» церкви (1830), Кафедрального собора на горке. Селянин Грибачев влюбляется в город, ставший его второй родиной, и плодотворно и ярко реализует себя в его изображениях: это гравюры с малых мещанских домиков, каменных порталов, которые вот-вот канут в прошлое.

В последнее время В. Грибачев обратился к еще одному интересному для художника делу - иллюстрированию книг. Для греческой общины он проиллюстрировал книги «Самый блистательный губернатор» и «Свято-Успенский Афонский монастырь». Сейчас Владимир Яковлевич с увлечением готовит монументальное историческое полотно, посвященное исходу греков из Понтии из-за религиозных гонений. Эскиз к этому полотну великолепен по рисунку, композиции и напоминает почерк великих русских классицистов XIX в.

Свой 55-летний юбилей художник встретил достойно. Многое сделано в творчестве, в административной деятельности, и, конечно, многое еще впереди. p5 Владимир ГРИБАЧЕВ на "Вернисаже"

Софья БАРЕР