00:00, 3 ноября 2004 года

Спасение – в реформе

Работая председателем квартального комитета микрорайона «Южный» города Изобильного, где проживают около двух тысяч человек, из которых почти 40% являются участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, пенсионерами, многодетными, я не по- наслышке знаю проблемы ЖКХ в нашем районе, которые созвучны проблемам этой отрасли края и в общем по стране. И те вопросы, которые затрагивались в выступлении министра ЖКХ края А. Орешкова, а затем в статье профессора Е. Базарова, близки и понятны нам, жителям Ставрополья. Наш квартальный комитет много занимался вопросами тарифов на услуги ЖКХ, которые оказались почему-то завышенными на 60-70% от федеральных стандартов, установленных правительством РФ в августе 2003 года. Обращает на себя внимание и нерешенность вопросов по техническому содержанию и организации безопасной среды жизнеобеспечения наших домов.

При проведении так называемых ремонтов, технического обслуживания домов мы видим не улучшение состояния, а ухудшение, хотя деньги затрачиваются громадные. На наш взгляд, все это стало возможным потому, что ГУП ЖКХ является монополистом, совмещая в одном лице функции заказчика и исполнителя. Как известно, в тех городах и районах, где в соответствии с программой губернатора по реформированию ЖКХ функции заказчика и подрядчика разделены, таких проблем практически не существует. Поэтому считаем весьма своевременной разработанную учеными краевую целевую программу по реформированию и модернизации отрасли. И в первую очередь потому, что она предлагает для жителей с невысокими доходами, которых в крае большинство, простые и эффективные решения по обузданию роста и даже снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, повышению их качества.

Опыт проведения объявленной еще в 1991 году реформы показывает, что принимаемые решения, касающиеся реформирования отношений в этой сфере экономики, не были увязаны с общенациональной политикой в области формирования цен на энергоносители, динамикой доходов населения, социальной напряженности и национальной безопасности.

Мы – та страна, где, по подсчетам ученых, в воздух и в землю уходит до 60% теплоэнергии и воды, что ложится на нас, жителей, в виде повышения тарифов. А начинается это с домовых и наружных инженерных сетей, где из-за их ветхости и износа и происходят основные потери тепла и воды. Объемы подаваемых в дома теплоэнергии и воды проконтролировать просто невозможно, что и позволяет монополистам накручивать не только тарифы на услуги, но и объемы, заложив туда 30-40% на потери при норме 5-7%.

Мы платим неимоверную цену за несовершенство системы управления ЖКХ, что отражается не только на жителях, но и на всей стране в целом. Вот это нужно менять в срочном порядке, если не сделать этого – у нас нет будущего. Известно, что в ЖКХ находится 32% основных фондов Российской Федерации, которые пока еще не растащили по известной приватизационной модели.

Если государство не сможет выбрать правильную политику в области реформирования ЖКХ, то и его растащат. Здесь вариантов нет.

Успешная реализация краевой целевой программы по реформированию и модернизации позволит решить задачи усиления социальной политики в сфере ЖКХ, снижения стоимости и повышения качества услуг, совершенствования механизмов финансирования отрасли, обеспечения контроля за состоянием жилищного фонда и как результат – обеспечения рабочими местами, снижения социальной напряженности в обществе и обеспечения национальной безопасности края и страны в целом.

Владимир ЗУБОВ