00:00, 28 октября 2004 года

Делить или объединять?

Вел совещание Юрий Гонтарь. В зале – заместители председателя краевого правительства: министр финансов Татьяна Погорелова, министр ЖКХ, строительства и архитектуры Александр Орешков. Среди приглашенных также заместитель министра имущественных отношений Владимир Антоненко, представители краевых министерств и ведомств, руководители ряда районов и органов местного самоуправления. И, конечно, среди участников разговора Николай Хадзакос, Виктор Кульбицкий, Сергей Загинайлов, возглавляющие названные предприятия.

История вопроса такова. Около трех месяцев назад краевой исполнительной властью был одобрен курс на акционирование ведущих предприятий коммунального комплекса Ставрополья. Причем с условием сохранения единой централизованной структуры каждого из них и передачи ста процентов акций в собственность края. Услуги муниципалитетам они будут оказывать на договорной основе. Однако ряд руководителей муниципальных образований и доживающих свой век государственных территориальных и районных администраций предлагают другой вариант. А именно: передачу муниципальным образованиям находящегося на их территории имущества краевых предприятий водо-, тепло и электроснабжения. Муниципалитеты сами создадут и сами акционируют свои коммунальные предприятия. В этом случае местные власти окажутся их полноправными хозяевами.

Логика здесь проста: проводимая реформа местного самоуправления обязанности по снабжению населения водой, электроэнергией и теплом возлагает на муниципальные власти. Следовательно, имущество краевых гигантов надо закрепить за муниципалитетами. Иначе обязанности вменяются одним, а условия для их выполнения – в руках у других.

Кстати, возможен и «средний» вариант акционирования: муниципалитеты вносят в создаваемое общество закрепленное за ними имущество бывших ГУПов и совместно управляют делами образованного единого краевого АО, к примеру, водоканала.

Председатель ГДСК Юрий Гонтарь, прежде чем предоставить слово заместителю председателя ПСК, министру жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Александру Орешкову, обратил внимание собравшихся на то, что поспешная приватизация предприятий жилищно-коммунального комплекса может больно ударить и по карману сельских тружеников, и по интересам муниципальных образований в целом. Вот почему, по его мнению, необходимо взвесить все «за» и «против», перед тем как выносить этот вопрос, прописанный в форме законопроекта, на заседание Думы. Ведь мы, увы, подобное проходили – лет десять-двенадцать назад – во времена печальной и повальной ваучеризации России.

Позицию правительства края аргументировал на совещании в Думе Александр Орешков. По его мнению, дробить коммунальные предприятия не следует. Напротив, залог их выживания в централизации. Во-первых, это позволит сохранить единый технический и технологический комплекс служб жизнеобеспечения, их управляемость, финансово-экономическую устойчивость.

А комплекс, надо сказать, солидный. Водоканал, к примеру, имеет в городах и районах края 36 филиалов, теплоэнергетики – 15, коммунальные энергетики – 21. Еще 26 филиалов подчиняются напрямую министерству ЖКХ края. Все вместе они оказывают в крае 65 процентов профильных услуг.

Филиалы разные. Есть те, которые имеют устойчивые финансовые показатели. Есть и такие, что из года в год подсчитывают лишь убытки. Но сильные помогают слабым, и за счет этого предприятия в целом держатся на плаву.

Во-вторых, акционирование сделает реальным привлечение инвесторов для модернизации и развития материальной базы этих предприятий.

Правда, тут можно возразить министру: ведь в этом случае, скорее всего, придется уступить инвестору контрольный пакет акций. Без этого никто вкладываться в коммунальный бизнес не станет. Но фактическая смена хозяина может обернуться непредсказуемым ростом тарифов на социально важные услуги.

А вот с чем не поспоришь, так это с тем, что помимо населения услугами водоканала и энергетиков, как подчеркнул Александр Орешков, пользуются и предприятия. Однако в росписи полномочий муниципальных органов ничего не говорится об этих потребителях. Местная власть за них не будет отвечать. А кто будет? Нет ответа, если разрушить нынешнюю структуру краевых коммунальных предприятий.

Согласиться надо и с тем, что далеко не всем муниципалитетам по силам содержать в надлежащем состоянии подстанции и котельные, многокилометровые инженерные сети. Что «разделение» обернется разнобоем в тарифах на одни те же коммунальные услуги в разных муниципальных образованиях края.

Депутаты Константин Храмов, Алексей Яшкунов, Михаил Кузьмин задали докладчику немало нелицеприятных вопросов, касающихся как реорганизации всех названных крупнейших структур, так и тарифов на воду, газ, тепло, уже сегодня «разбегающихся» в различных населенных пунктах края в разы.

Народных избранников поддержали посланцы муниципалитетов. Разные доводы приводили на совещании в Думе глава Минераловодского территориального муниципального образования Михаил Чукавин, председатель Думы города Буденновска Георгий Юзбашев, главы Труновского района Станислав Выродов и Андроповского района Виктор Рогачев. Но в одном просматривалось сходство позиций: муниципальные власти хотят иметь гарантии, что они смогут выполнять возложенные на них законом полномочия в части обеспечения людей водой, теплом, электричеством по приемлемым тарифам. А такой гарантией могут стать акции предприятий пропорционально доле их имущества на территории муниципального образования.

Правда, есть и еще одна гарантия. О ней напомнила Татьяна Погорелова. В новом формате местного самоуправления и межбюджетных отношений средства бюджета края на оплату услуг коммунальных предприятий будут поступать не на их счета, а муниципалитетам. Местные власти сами станут рублем оценивать работу коммунальщиков.

Дискуссия выявила, что расхождение взглядов представителей коммунальной сферы и муниципального управления в значительной мере связано с недостаточной информированностью на местах о плюсах и минусах предполагаемой реорганизации.

По образному выражению Юрия Гонтаря, любой передел собственности способен рассорить даже родных братьев. Поэтому проводить реорганизацию следует лишь после согласования интересов и самих предприятий, и края, и муниципальных образований. Местные власти должны ясно увидеть свое участие в будущих акционерных обществах, свои возможности влиять на их работу, на ценообразование. А для этого нужна активная разъяснительная работа. Заинтересованные стороны, в первую очередь краевое министерство ЖКХ, должны провести эту работу в самые сжатые сроки.

В свою очередь Дума готова рассматривать вопрос. Но лишь после того, как будут устранены противоречия, которые впоследствии могут обернуться судебными исками.

П. ОЗЕРОВ