00:00, 22 октября 2004 года

Вперед и с песней!

Уже в конце месяца Госдума России планирует рассмотреть в первом чтении внесенный президентом страны законопроект, предусматривающий изменения в двух федеральных законах – «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Вполне вероятно, что после их перекраивания мы можем проснуться в другой стране.

Напомним, что гарант Конституции предлагает теперь не избирать, а фактически назначать глав регионов. Во внесенном в Думу варианте законопроекта предполагается, что президент страны представляет кандидатуру на должность руководителя субъекта РФ, а местные законодатели будут либо утверждать, либо отклонять ее. Законопроект оговаривает порядок и сроки внесения президентом предложения о кандидатуре. Оно делается за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта. Законодатели же должны рассмотреть предложенную персоналию в течение 14 дней со дня ее внесения. В случае отклонения кандидатуры президент не позднее 7 дней со дня отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре. В случае же двукратного отклонения предложенной персоналии глава государства назначает временно исполняющего обязанности высшего руководителя региона и вправе распустить «несговорчивый» законодательный орган.

В целом наш краевой парламент орган поддержал инициативу главы государства. Большинство депутатов считает, что нынешние объективные реалии диктуют необходимость укрепления властной вертикали. Такой кадровый подход позволит в течение пяти-шести лет провести ротацию управленческих кадров. Да и сама вертикаль станет намного более «прозрачной» и управляемой.

Отметим, что стройного хора в краевой Думе не случилось. У депутатов возникло немало вопросов относительно предлагаемых нововведений. Одни считают, что в новациях нет угрозы для демократии, они лишь позволят укрепить ее. Другие же полагают, что новшества ущемляют избирательные права граждан РФ.

Но есть и общие вопросы, как у противников, так и у сторонников новой схемы властной вертикали. В законопроекте четко не прописано, обязательно ли президент должен распускать региональный парламент после двукратного отклонения предложенной кандидатуры. Нет и четкого ответа на вопрос, как долго может находиться «у руля» временно исполняющий обязанности главы региона. Народные избранники, в том числе и председатель ГДСК Ю. Гонтарь, говорили и о том, что угроза роспуска законодательного собрания является механизмом давления на депутатов, несмотря на то, что никто из них не держится за свое кресло.

Отмечали отдельные депутаты и некоторую половинчатость реформ. Следуя логике нововведений, рассуждают они, нужно и губернаторов наделить возможностью предлагать городским и сельским муниципальным образованиям кандидатуры их глав.

Но одобрить президентскую реформу «вперед и с песней», как образно выразился депутат М. Кузьмин, в полном смысле не получилось. Политическая подоплека вопроса подчас подстегивала жаркую дискуссию. Отдельные народные избранники даже достаточно эмоционально грозились сложить с себя депутатские полномочия, не желая участвовать в многоголосом «одобряем-с». Впрочем, увещевания спикера не превращать обсуждение важного вопроса в партийную перепалку были услышаны и итоги голосования не сделали сенсации. Из 18 присутствовавших на заседании депутатов 16 сказали «да» путинским инициативам, один воздержался и один был «против».

Но работа над законопроектом только начинается. Краевые депутаты намерены направить в профильный думский комитет ГД РФ свои предложения по совершенствованию проекта закона. Народные избранники надеются, что их мнение будет услышано и найдет отражение его в конечной редакции.

Кстати, правительство края уже дало свое положительное заключение на президентский законопроект. Как отметил присутствовавший на заседании первый зампред ПСК – министр экономического развития и торговли В. Гаевский, у краевой власти появилось лишь два замечания. Первое касается необходимости наделения губернатора большими полномочиями для влияния на муниципальные власти. Второе же носит чисто технический характер.