00:00, 20 октября 2004 года

О философии инвалидности

В мире в настоящее время инвалидами являются 10-13 процентов населения. В России этот процент выше. А если учесть, что почти у каждого инвалида есть близкие, в чем-то разделяющие драматичность его судьбы, то понятно, насколько актуальны данные вопросы. Наш край и Северо-Кавказский государственный технический университет были первыми в России, кто решился подойти к проблеме с новой точки зрения, включившись в международную программу Канадского центра изучения инвалидности.

Некоторые итоги этой работы подводились в СевКавГТУ на международной конференции «Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии». Конференции в университете предшествовала неделя встреч, тренингов, семинаров, в которых принимали участие представители краевых властных структур, известные ученые из Ставрополя, Москвы, Омска, республик Северного Кавказа и коллеги с канадской стороны.

Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых на конференции, стала «философия инвалидности». Для нас это выражение, возможно, звучит непривычно. Наша модель отношения к инвалидам - медицинская, когда все сводится к оказанию им медицинских услуг. При этом подразумевается, что самостоятельность таких людей - нулевая. Недаром у нас их называют инвалидами, а во всем мире - людьми с ограниченными возможностями. Признание их членами общества, которые имеют право на реализацию своих возможностей, и есть то новое, что должно войти в российскую ментальность. Об этом говорили в своих выступлениях директор международных программ Канадского центра изучения инвалидности Ольга Красюкова-Эннс, проректор СевКавГТУ, руководитель Ставропольского регионального комитета программы, профессор Надежда Клушина, другие выступавшие. Как отмечалось, в крае делается многое, чтобы снять барьеры, препятствующие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя равноправными в обществе. Это и открытие координационного совета при губернаторе СК, где социальные программы разрабатывают сами инвалиды, и конкретные шаги по строительству пандусов при школах, вузах, учреждениях досуга. Одним из важных пунктов решения проблемы является открытие в СевКавГТУ специальности по подготовке работников социальной сферы не с позиции медицинской практики, а с точки зрения социального подхода. Об этом в своем выступлении говорил заведующий кафедрой социологии и социальной работы, доктор педагогических наук, профессор Валерий Шаповалов. Ставропольские ученые в каком-то смысле стали здесь первоот-крывателями, поскольку соответствующей полномасштабной специализации в вузах России до сих пор не было. В университете же она открыта и называется «Социальная работа с инвалидами». Студенты изучают медико-биологические и социальные аспекты данной проблемы, основы философии независимой жизни инвалидов, возможности их профессиональной карьеры, технологию их социального обслуживания, законодательные и нормативные основы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, в том числе и проблемы детей-инвалидов. Большинство курсов разрабатывалось преподавателями университета во взаимодействии с канадскими коллегами. Насущных задач здесь много, в том числе и по выработке у студентов мотивации для работы (не престижной и в данный момент малооплачиваемой) с инвалидами.

На конференции с сообщениями выступили также представители других пилотных регионов, где реализуется международная программа. Ольга Степанова, психиатр из Омска, рассказала о партнерстве между вузами, общественными организациями и медиками области по психологической реабилитации инвалидов. Поднимались также вопросы создания социокультурной среды для успешного развития детей с ограниченными возможностями, рынка труда для инвалидов и другие.