00:00, 15 октября 2004 года

Зарплата в восемь миллиардов

И это еще не самый низкий разряд в единой тарифной сетке. Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство России, а вслед за ним и правительство края приняли решение о повышении с 1 января 2005 года зарплаты бюджетникам на 20 процентов. Сегодня мы беседуем на эту тему с первым заместителем министра финансов Ставропольского края Л. КАЛИНЧЕНКО.

- Лариса Анатольевна, на федеральном уровне долго думали, когда стоит поднимать зарплаты бюджетникам – с января или с октября следующего года и, наконец, приняли принципиальное решение – с 1 января. Денег на эти цели из российской казны не выделяется. Получается, каждый регион должен позаботиться о своих людях сам?

- Именно. Полномочия разграничены четко: федеральные органы власти определяют условия оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений, краевые - для краевых, местные - для местных. Аналогичный принцип действует в части оплаты.

Единственное ограничение - первый разряд тарифной сетки, самый низкий, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается федеральным законом для всей страны. Сегодня МРОТ составляет 600 рублей, а с 1 января 2005 года он вырастет на 20 процентов, т. е. до 720 рублей.

Чтобы не нарушить, с одной стороны, федеральное законодательство и, с другой, права работников, такое же решение о 20-процентном увеличении зарплат именно с января принято и правительством края. Хотя первоначально просчитывались разные варианты, в том числе был вариант повысить их с октября следующего года.

- Заложен ли рост зарплат в проект краевого бюджета на будущий год?

- Да. Это будет стоить бюджету края почти полтора миллиарда рублей. Всего же на оплату труда работников сферы в следующем году будет затрачена весьма внушительная сумма в 8 млрд. рублей. Впрочем, еще могут быть изменения, ведь проект бюджета пока не рассматривался ни в правительстве, ни в Госдуме края.

- Решение, принятое на краевом уровне, касается только работников краевых учреждений. Поднимут ли зарплату «муниципальным» врачам, учителям и так далее?

- Повышение зарплаты бюджетникам будет на всех уровнях, включая муниципальный. Сегодня при построении межбюджетных отношений с органами местного самоуправления мы просчитываем для местных бюджетов такой же рост – на 20 процентов. И вправе требовать исполнения. Есть норма в законе, по которой каждый муниципалитет обязан поднять зарплату, если это сделал край. Ни один глава, которому на эти цели дали деньги, не может их направить в другую сторону. Он просто не имеет на это юридического права. Поэтому можно говорить о повышении зарплат на территории всего края.

- Что касается сельских бюджетников…

- Здесь ситуация следующая. Федеральный закон «О социальном развитии села», который устанавливает увеличенные на 25% оклады для бюджетников, проживающих и работающих в сельской местности, с 1 января 2005 года утрачивает силу. И субъект РФ сам должен определить: доплачивать или нет. На Ставрополье принято решение (и заложено в проекте бюджета-2005) полностью сохранить эти преференции.

Причин несколько. Это и низкие оклады, и то, что в крае большая доля бюджетников работает именно на селе, и задача закрепления кадров на селе.

- В бюджетной сфере существуют различные надбавки – так называемые «губернаторские» и другие. Они сохранятся?

- Да, они сохранятся в том же объеме, на тех же условиях и для тех же категорий. Ни одна надбавка снята не будет. Чуть позже будет издано постановление правительства края, где все надбавки будут поименованы по категориям, размерам и так далее.

- На 20 октября запланирована общенациональная забастовка работников бюджетной сферы, в т. ч. и в крае. Главные требования – 50-процент-ная индексация оплаты труда во всех бюджетных учреждениях во втором полугодии нынешнего года и повышение со следующего года заработной платы не менее чем в два раза. На ваш взгляд, насколько реально выполнение этих требований?

- Для краевого бюджета без помощи федерального – нереально. Чтобы проиндексировать заработную плату со второго полугодия текущего года на 50 процентов, потребуется, по грубым подсчетам, 1 млрд. 600 млн. рублей – такого резерва нет. Резерва как такового вообще нет, поскольку на сегодняшний день краевой бюджет не исполняется, т. е. запланированные доходы поступают не в полном объеме. Но если решение об индексации будет принято на уровне России и оттуда будут выделены средства, то, конечно, мы будем только рады, поскольку зарплата бюджетников на самом деле низкая.

Теперь что касается двукратного увеличения зарплат с января будущего года. Даже 20-процентный рост обременителен для бюджета-2005: уже сейчас ясно, что он будет несбалансированным, идет разрыв между доходами и расходами в пользу последних. По самым минимальным расчетам, дефицит составит 2,5 млрд. рублей. Поэтому любое дополнительное увеличение больно ударит по краевому бюджету - мы его просто не потянем. Но опять-таки рост зарплат возможен, если такое решение примет Федерация и подкрепит его деньгами для своих субъектов.

- Лариса Анатольевна, с нового года меняется система финансирования бюджетных учреждений: речь идет о планировании расходов не на год, как сейчас, а на три года вперед…

- Это называется среднесрочное бюджетное планирование, и на уровне России такое решение принято. Есть постановление правительства РФ (№ 249 от июля этого года), определяющее переход на такое планирование, когда бюджет делается на три года вперед и каждый год бюджетные корректировки уточняются. Но пока это, так скажем, план действий российского правительства. В регионах, в т. ч. на Ставрополье, такое решение не принималось. Весь 2005-й мы планируем отработать по обычной схеме, и пока даже не ведем речь о росписи трат на три года вперед. И так слишком много реформ идет одновременно. Кроме того, мы хотим посмотреть на реальную практику трехгодичного планирования: как данный опыт будет применен на уровне РФ, что он нам даст - а уже потом, вероятно, будет приниматься конкретное решение.

- Говорят также о сокращении расходов на развитие бюджетных учреждений.

- Сокращения не будет. Во всяком случае, минфин его не планирует, и в проекте бюджета его нет. Другое дело, что нет возможности увеличить ассигнования на развитие. Поэтому, учитывая восьмипроцентный уровень инфляции, можно говорить о реальном уменьшении наполняемости денег. Понятно, что сегодня условно на 10 рублей можно купить две булки хлеба, а завтра на те же деньги - только полторы.

На уровень инфляции планируется проиндексировать лишь расходы на питание, оплату жилищно-коммунальных услуг, на медикаменты, некоторое другое. Все остальное - расходы на ГСМ, командировки, приобретение инвентаря и так далее – в 2005 году останется на уровне 2004 года. Увы, увеличить их нет возможности. Индексация на 8% всех расходов материального характера в бюджете обойдется в 785 млн. рублей. Для дотационного региона сумма очень значительная.

Но хочу сказать, что это решение не окончательное. Оно во многом зависит от объемов федеральной финансовой помощи, а ее размер мы точно будем знать после третьего чтения закона о федеральном бюджете. В ноябре.