00:00, 15 октября 2004 года

Начинаем сразу с совершенства!

Ибо душа театрального зрителя уже готова удивляться, восхищаться, сопереживать… В преддверии этого важного для театра дня с его директором Виктором Гольским встретился наш корреспондент.

- Виктор Иванович, прежде чем говорить непосредственно о предстоящем сезоне, хотелось бы вернуться к недавним гастролям вашего коллектива на Кавказских Минеральных Водах. Каковы их итоги и ваши впечатления, все ли удалось? Ведь по сути дела гастроли стали своего рода прелюдией к сезону…

- Как вы знаете, они были обменными – на нашей сцене выступал Пятигорский театр оперетты, а мы побывали в трех городах Кавминвод – Пятигорске, Кисловодске, Железноводске. Причем, происходило это в сложный период – вскоре после трагедии в Беслане. И это в определенной мере отразилось – негативно – на ходе гастролей. В обществе, а еще более – среди ряда ответственных чиновников преобладал страх. В частности, в Железноводске мы столкнулись прямо-таки с саботажем со стороны органов образования, не пожелавших организованно привести детей в театр. Притом, что из Минеральных Вод ребятишек, наоборот, специально привезли в Железноводск! Видите, какой разный подход. Так что не случайно спектакли-сказки в этом городе прошли при низкой явке зрителей.

- Что ж, отказаться сотрудничать куда проще, чем, например, организовать надлежащие меры безопасности. А наказаны-то дети…

- Вот именно! Хотя весь ход гастролей показал, насколько велик у людей интерес к театру. Со спектаклями для взрослых проблем никаких не было, нам даже удалось значительно превысить запланированную планку. Всего с 18 по 25 сентября на наших спектаклях побывало более пяти тысяч жителей и гостей Кавминвод. Публика встречала нас очень тепло, доброжелательно, и это скрашивало всевозможные организационные неурядицы, вроде той, когда в том же Железноводске ни труппу, ни постановочный состав не впускали в здание ДК до прихода милиции. Это, разумеется, не прибавляло коллективу вдохновения. Хотя сама милиция тут ни при чем, охрана действовала на хорошем уровне. Зато приятным моментом можно назвать широкий отклик в прессе на наши выступления, отклик чрезвычайно положительный.

- Сейчас все это уже позади, а впереди – первые встречи со ставропольским зрителем после летнего перерыва. С чем подошел театр к новому сезону?

- Напряженно работали над репертуаром, особенно много сил затрачено на то, чтобы ввести аж в десять спектаклей новых исполнителей, заменивших в них ушедшего из театра Василия Савинова. Пожалуй, только профессионал поймет, какой труд за этим стоит. Буквально на днях сдали и первую премьеру сезона – спектакль «Три супруги-совершенства» по пьесе Алехандро Касоны. Произведения этого драматурга очень популярны, наш зритель хорошо помнит удачные постановки «Дикарь» и «Деревья умирают стоя». Надеемся, что и новая работа будет иметь успех. Во всяком случае, сдача спектакля «для пап и мам», как мы говорим, прошла хорошо, многие присутствовавшие в зале и плакали, и смеялись: материал таков, что в спектакле зрителя ждут самые разные эмоции. Главное, что могу сказать, - пьеса неожиданная.

- Виктор Иванович, в традициях нашего театра выбирать такую драматургию, которая близка сегодняшнему зрителю.

- Вы правы. И на этот раз перекличка с нынешним временем присутствует. Не буду раскрывать деталей, пусть зритель сам все увидит и почувствует. А вот об актерском ансамбле спектакля скажу, ибо он очень силен. В постановке заняты народная артистка России Наталья Зубкова, заслуженные артисты России Александр Ростов, Михаил Новаков, Михаил Мальченко, Владимир Ананьин, артистки Светлана Колганова, Лариса Дюженова… Словом, постановка, осуществленная заслуженным деятелем искусств России режиссером Валентином Бирюковым, обещает открыть сезон достойно.

Уже идет и работа над следующими постановками, причем над двумя параллельно. Традиционно к Новому году детям готовим новую сказку – на сей раз это будет восточная «Маленький Мук», ее ставит также В. Бирюков. А к постановке «взрослого» спектакля по пьесе нашего современника, Юрия Полякова приступила приглашенная из Москвы Анна Пантелеева-Зайцева, молодой, но уже весьма многообещающий режиссер. Она уже поставила несколько спектаклей, один из которых номинирован на премию предстоящего фестиваля «Православие» в Волгограде. Пьеса Ю. Полякова весьма необычна, начиная с названия – «Халам-бунду, или Заложники любви». Сейчас идет подбор актерского состава спектакля, но уже могу сказать точно, что в нем обязательно будет играть любимица ставропольской публики народная артистка России Вера Рабовская.

- Не могу не спросить и о перспективах обновления репертуара.

- Планы, разумеется, есть, и интересные, на мой взгляд. Так, вскоре после Нового года ждем на нашей сцене московский театр «Модерн» Светланы Враговой – очень яркий коллектив, в котором играют такие звезды, как Инга Дапкунайте и Илза Лиепа. Наш зритель будет иметь возможность увидеть три их спектакля, и уверяю, впечатления его ждут самые лучшие! А еще раньше, в конце ноября, мы пригласим к себе Спартака Мишулина, которого, думаю, особо представлять не надо. Он выступит с антрепризным спектаклем с участием целого ряда популярных актеров.

Что касается собственной постановочной деятельности, то в январе намерены приступить к постановке, посвященной предстоящему 60-летию Победы. Рассматривается несколько вариантов – пьесы военной тематики «Русские люди» Симонова, «Вера. Надежда. Любовь» Арбузова, «Барабанщица» Салынского, «Старые друзья» Малюгина… Точно пока не определились, но круг работ намечен. Собираемся также поставить и современную пьесу – «Мотылек» Гладилина. Вот вам еще один пример актуальной постановки, прямо связанной с нашим днем: речь пойдет о нынешней армии и молодежи, не желающей служить. Идущей ради этого на любые, самые некрасивые уловки и ухищрения. По сути дела, это комедия, высмеивающая таких молодых людей, которые не просто бегут от армии, а и настоящими мужчинами быть не способны.

- Вообще-то отчасти понятно, почему они так поступают: молодежь запугана той негативной информацией об армии, которая преобладает у нас в стране в последнее десятилетие. И тема эта волнует сегодня многих.

- Конечно. В творческом портфеле театра и пьеса «Фредерик, или Бульвар преступлений», любезно присланная нам народным артистом СССР Василием Лановым, он буквально блистал в ней на свое 70-летие в роли великого французского актера Фредерика Леметра. Хотя должен заметить, что это пьеса не об актере, а куда глубже – о Человеке. О любви и ненависти. О страстях человеческих. Пьеса и пронизана тонким юмором, и одновременно драматична, наполнена психологическими нюансами. В ней будет занята едва ли не вся труппа, а еще, возможно, и студенты театрального отделения СГУ, курс которых ведет Наталья Зубкова. Пора уже их приобщать к сцене. А в конце сезона собираемся ставить еще одну большую сказку для детей, скорее всего «Горя бояться – счастья не видать» Маршака. Если все это нам удастся, я буду счастлив.

- Виктор Иванович, а упомянутая дата - 160-летие театра - как-то будет особенно отмечаться?

- Нам стукнет 160 в декабре будущего, 2005, года. Будем живы-здоровы, обязательно что-нибудь интересное подготовим к такому большому юбилею.

- В связи с этим вопрос о ваших традициях. Театр по-прежнему сохраняет себя как русский психологический театр, со всеми вытекающими отсюда творческими обязательствами?

- Разумеется! Иначе мы себя просто не мыслим. Лучшие традиции реализма закладывались на нашей сцене такими личностями! Их имена навечно вписаны в историю театра. Русское классическое искусство – необходимая среда обитания нашего человека, таков менталитет отечественного зрителя, нельзя, да и невозможно менять его насильно. Хотя попытки такие в столицах имеют место. У нас иначе. Людям надоела всяческая постмодернистская шваль, извините за выражение. Недаром в нашем репертуаре – и «Анна Каренина», и «Женитьба», и «Васса Железнова», и «Укрощение строптивой», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Белая гвардия»… Это все лучшие образцы классики, которую ставропольский зритель любит и ценит. А еще мы едва ли не единственный театр в стране, сохранивший «Неделю: театр – детям и юношеству», показываем ребятам – «Конька-Горбунка», «Садко»…

- А какова судьба Малой сцены «Театр в фойе», будет ли она и далее действовать?

- Малая сцена продолжает быть представлена спектаклями «Отец» Стриндберга и «Васса Железнова» Горького. Ранее шедший здесь «Люкс» мы переводим на большую сцену, он вполне может быть обращен к гораздо более массовому зрителю. Ставить же что-то новое на Малой сцене пока не представляется целесообразным. Она забирает очень много и средств, и творческих затрат, а отдача в сегодняшних условиях весьма проблематична. Как творческий эксперимент, Малая сцена желательна, а вот с экономической точки зрения – увы… Мы несем серьезные убытки и пока что вынуждены от этого направления отказываться.

- В большом зале цена билета не изменилась, театр так же доступен широкой публике?

- Да, цены остались на прежнем уровне, и прийти на спектакль сегодня могут абсолютно все. Мы стремимся к тому, чтобы, например, студенты могли купить билеты в театр хоть на галерку. Это наша принципиальная позиция. И наш постоянный зритель это знает. А мы с радостью ждем всех в наступающем сезоне!