00:00, 14 октября 2004 года

Кто подкидывает покойников

p2 «Налог с... покойника» («СП», 6.10.04) начальник отдела работы с налогоплательщиками Управления МНС России по Ставропольскому краю

В течение многих лет налоги на имущество и земельный налог с физических лиц взимались непосредственно сельскими администрациями. С введением Налогового кодекса ситуация изменилась, контроль возложен на налоговые органы. Впридачу с 2003 года добавился транспортный налог. И вот в чем беда: налоговики имеют право начислять указанные налоги только по данным регистрирующих органов.

По земельному налогу регистрирующим органом являются комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. На них законом возложена обязанность предоставления налоговым органам списков собственников земельных участков. По налогу на имущество регистрирующий орган – предприятия технической инвентаризации. По транспортному налогу - органы ГАИ (ГИБДД).

Сведения, получаемые налоговиками из регистрирующих органов, мягко говоря, оставляют желать лучшего. К примеру, практически в 70 процентах сведений о транспортных средствах не содержатся необходимые для исчисления налога данные. От некоторых земельных комитетов вообще не получены сведения о собственниках земли. Предприятия технической инвентаризации в большинстве районов и городов края не проводят переоценку принадлежащих гражданам строений и сооружений. В результате достоверной базы для исчисления налога на имущество физических лиц нет. Как при такой ситуации правильно начислить налоги?

В решении данного вопроса очень многое зависит именно от местных властей. Почему, например, в соседнем с нами Краснодарском крае вопрос достоверности базы данных по земельному налогу не стоит так остро? Да потому, что там приняли правильное и своевременное решение. Списки собственников земельных участков составляются местными администрациями, заверяются земельными комитетами и передаются налоговым органам. И закон соблюден, и списки достоверны.

А в нашем крае, несмотря на неоднократные обращения руководства налоговых органов в различные властные структуры, так ничего и не сделано, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, а налоговики продолжают получать упреки от населения.

Ожидать лучшего в ближайшее время не приходится, ничего не изменится, пока регистрирующие органы не приведут в порядок свои базы данных.

Существуют также проблемы, связанные с действующим законодательством. К примеру, не предусмотрена ответственность за несвоевременную регистрацию или перерегистрацию недвижимости. Что же получается? Умер человек, дом числится за ним, живут в этом доме его наследники, а переоформлять собственность не спешат. Возникает вопрос: а кто будет платить налог? На кого выписывать платежные документы? Если из органов загса не получены сведения, что человек умер, он и не будет исключен из базы данных. Вот и появляются платежки на покойников.

Другой пример. Построен особняк стоимостью в несколько миллионов рублей, но не зарегистрирован в установленном законом порядке. Со стоимости таких строений налоги никто не платит. Закона нет, но у местных органов власти есть рычаги воздействия. К примеру, увеличить размер арендной платы за землю до ста ставок земельного налога по истечении установленного срока строительства или не подключать газ, свет и воду. Другие регионы это делают, почему мы не можем?

Отдельные представители власти на местах пытаются увязать существующую проблему с реорганизацией налоговых органов и ликвидацией инспекций в некоторых районах края. Следует отметить, что проблема достоверности платежных документов по земле, имуществу и транспортному налогу никак с этим не связана. Она ничем не отличается, к примеру, в Шпаковском районе, где есть инспекция, и в Кочубеевском, где ее нет.

В заключение обращаем внимание граждан – налогоплательщиков: если вам принесли платежные документы с недостоверными данными, незачем стоять в очереди в инспекции, надо идти в регистрирующие организации и у них выяснять, в чем дело.

В. РЯБЦЕВА