00:00, 2 октября 2004 года

Нужны нам и музы, и пушки!

Сумбур в умах переживает, похоже, вся страна. От этого отнюдь не легче переносить собственную оторопь от происходящего: куда плывем-то? Или уж приплыли… Власть надумала сама себя взять в ежовые рукавицы. Ну-ну. Школьники учатся правильному (!) поведению в качестве заложников. Спецслужбы с телеэкранов демонстрируют огромные успехи в раскрытии коварных замыслов новых шахидов. Молодцы. И только цены, как водится, растут, не обращая внимания на нас.

Тем временем властители умов изъясняются в собственном и, кажется, единственно верном, по их мнению, видении (из окна кабинета?) ситуации и путей нашего спасения. Вот современный гуманист Анатолий Приставкин в «Литературной газете» пишет, что нам «ни атомные пушки, ни ракеты, ни космические корабли не помогут. Только нормальные отношения разных народов и объединенные усилия…» и т. д., и т. п. И это говорит немало повидавший на своем веку, неглупый вроде бы человек. Смешно и наивно, господа! Отчего же прочие демократические народы весьма успешно осваивают новые виды «атомных пушек» и запускают все новые космические корабли, и все это не мешает им провозглашать себя цивилизованными? Отчего именно мы, Россия, должны, извините, «поднять лапки» перед так называемыми общечеловеческими ценностями, наплевав на чувство национального достоинства, на возможности экономической выгоды, в том числе и от пушек, наплевав на свою собственную самодостаточность и самоценность? Только оттого, что так захотелось кому-то за океаном?

Но это – политика. А как же с культурой, с духовностью, с душой народа? Кто думает сегодня об этом? Я не имею в виду дежурные, правильные по форме всяческие обращения тех или иных деятелей культуры либо служителей конфессий. Кто реально что-нибудь делает? Сколько уж раз в общении с работниками культуры края выяснялось, что, например, в соседнем Краснодаре и Дом народного творчества процветает, и библиотеки наполняются все новыми книгами и компьютерами, и детских театров там целых два, а теперь еще Кубань гремит своим балетом Григоровича. А в соседних республиках Кавказа и ряде областей Сибири, говорили мне наши писатели, выходит по нескольку литературных журналов, у нас же – одни воспоминания о давно почившем альманахе «Ставрополье»… Сама не видела, не читала. Но своим собеседникам склонна верить, ибо все они большей частью интеллигентные, порядочные люди, продолжающие добросовестно работать за нищенскую зарплату. А вот наш кукольный театр много лет стоит в руинах. Кинотеатры оккупировали шустрые прокатчики из Ростова, так что и налогов от их бурной деятельности краю не видать. Не говоря уж о художественных достоинствах предлагаемых ими фильмов. Отчего так происходит? Обидно, ей-богу! Получается, Ставрополье – бедное и разнесчастное? Это при таких-то урожаях хлеба? А вот это уже не смешно. И даже – стыдно. Что ж тогда говорить о других, куда менее хлебных регионах…

Почему-то вдруг очень-очень захотелось мне вспомнить о национальной гордости великороссов. Ведь была она вполне обоснована великими деяниями славных пращуров. А ныне все твердим о нищенском госбюджете, в коем якобы не хватает средств не то что на «остаточную» культуру, но даже на жилье офицерским семьям. При том что цена на бочку нефти скакнула аж за фантастические 50 долларов. Только нам-то от этого великолепного нефтяного пирога ни кусочка не обломится. К тому же, когда каждый день слышишь о тысячах бедных стариков и ребятишек, вроде бы и неловко вспоминать про сферу развлечений. Не знаю, не знаю. Все-таки еще ворочается где-то на задворках души вышеупомянутая национальная гордость. Нас жизнь приучила гордиться Александром Невским, Петром Великим, Георгием Жуковым, Юрием Гагариным… И что теперь это все – «всего лишь» история? И более гордиться нам нечем? А пока надо народу снова засучивать рукава и восстанавливать разрушенное – кем? – государственное хозяйство, то уж кукольные театры, музеи, клубы и библиотеки пускай скромно подождут в сторонке. Есть, сами видите, дела поважнее.

Российские парламентарии, неуловимо смахивающие на заигравшихся бойскаутов (а это мы их выбрали!), бьют себя кулаком в грудь, радея о народном благосостоянии и безопасности. Однако что-то пока ни того, ни другого не предвидится. Ну ладно, допустим, никогда мы и не были шибко богатыми, жили и прежде от зарплаты до зарплаты. Но еще помнится многим, как после работы спешили не к телеящикам, а в кинотеатры, увидеть новую картину талантливого режиссера с всенародно любимыми артистами. Как искренне сопереживали не халявщикам «Поля чудес» (из Страны Дураков?), а настоящему, живому, молодому, непосредственному, неот-репетированному КВНу и блестящим знатокам из «Что? Где? Когда?». Как всей страной распевали очередную новую песню тогда еще интересной Пугачевой, а не аплодировали фанерному Филе. Как поголовно зачитывались умной фантастикой Стругацких, а не глянцево-дебильными мариниными. И в каждом почтовом ящике появлялись свежие любимые газеты и долгожданные «толстые» журналы, а не листки опостылевших рекламных «агиток».

Что с нами происходит? И не мы ли сами виноваты, смирившись с тем, что за упавшим наконец железным занавесом увидели не только чудесные блага цивилизации, но «в нагрузку» еще и нечто вроде театра абсурда, гремучую смесь из низкопробного шоу-бизнеса, наглого политического вранья, ханжеского лицемерия «миссионеров» всех мастей, возжелавших срочно наставить дикую Россию на путь истины. Не пора ли сказать и этим доброжелателям, и в первую очередь самим себе: довольно! Насмотрелись, наслушались, надо браться за ум, то есть жить своим умом. Небось, не дурнее других-прочих. В конце концов, где была бы сегодня великая европейская культура, если бы не дошли наши деды 60 лет назад до Берлина? Со своими пушками. Какие мы песни сложили о той немеркнущей нашей Победе! Помню, ровно год назад на концерте фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» весь зал Дворца профсоюзов пел вместе с Михаилом Ножкиным: «Мы пол-Европы по-пластунски пропахали!..». И нынче споем обязательно, правда?

У нас ведь и по части муз не так уж плохо. Надо лишь вы-ключить телевизор и взять в руки, например, томик Лермонтова. Хотя бы потому, что совсем скоро у Михаила Юрьевича большой юбилей. А он ведь Ставрополю, считай, не чужой. Наш великий поэт умел и Родину защищать, и слагать стихи. И быть гражданином Отечества: «Люблю Россию я…». Перечитаем милого сердцу «Максима Максимыча» и вдохновенно-искреннее «Бородино» и вспомним, откуда мы есть-пошли. А там, глядишь, захочется вернуться и к Пушкину, и к Гоголю, и к столь почитаемому миром Достоевскому. Да мало ли есть у нас запасов собственных! Мы поймем вдруг, что они – неисчерпаемы. Давайте-ка выключим телевизор…